18-11-97
Более полувека большинство жителей Миасса пребывало в счастливом заблуждении относительно истории "УралАЗа". Считалось, что она является летописью трудовых побед или, в крайнем случае, временных трудностей. Лишь те, кому сегодня за семьдесят, знали о существовании скорбной страницы, датированной январем 1944 года.
Мужское население города тогда воевало. Завод строился в основном руками женщин и подростков. Из старого Миасса их доставляли двумя видами транспорта: крытыми грузовиками, прозванными в народе "коробками", и поездом. Рабочий день длился 12 часов. Возвращаясь в переполненных вагонах, уставшие люди дремали.
В тот день заводской ТЭЦ грозила остановка из-за отсутствия топлива. Вечером со станции сообщили о том, что подготовлен состав с углем. Начальник железнодорожного цеха дал команду пропустить его в первую очередь, пообещав задержать отправку поезда с рабочими. Но тот уже тронулся в путь, попытки догнать на машине успехом не увенчались. В районе бывшей Тальковой горы состав из шести пассажирских вагонов столкнулся с товарняком. Свыше двухсот первостроителей "УралАЗа" погибли, многие получили увечья.
По воспоминаниям очевидцев, из груды покореженного металла пострадавшим вытаскивали вручную - необходимых механизмов не было. Последствия катастрофы устранялись всю ночь, останки погибших убирались весьма тщательно. Помогли небеса: зима выдалась снежной, и вскоре пушистая белая пелена покрыла место трагедии.
В годы войны жизнь ценилась недорого. Б. Степанов, потерявший в той катастрофе брата, вспоминает: в качестве материальной помощи их семье выделили гроб и 3000 рублей. На эти деньги тогда можно было купить десять буханок хлеба. Случившееся посчитали нужным стереть из людской памяти. Видимо, чтобы не снижать накал трудового энтузиазма, трагедия 1944 года десятилетиями замалчивалась. Достоянием гласности она стала лишь полвека спустя, когда многотиражная газета "Уральский автомобиль" опубликовала воспоминания ветерана завода В. Романовой. Вера Георгиевна вошла затем в инициативную группу, обратившуюся к дирекции предприятия с просьбой увековечить память погибших первостроителей. Президент АО "УралАЗ" Ю. Горожанинов ответил согласием. Мемориальный камень - не только напоминание о черном дне в истории Уральского автозавода. По мнению начальника железнодорожного цеха "УралАЗа" А. Феськова, трагедия 1944 года - урок для нынешних и будущих руководителей предприятия. Они должны осознавать меру ответственности за принимаемые решения.
Ольга АЙЗЕНБЕРГ.
(Наш корр.).
г. Миасс.