18-12-02


Нужные старые вещи

Батик Екатерины Колесниковой в "Каменном поясе"

В челябинской галерее "Каменный пояс" открылась выставка батика молодой художницы Екатерины Колесниковой. В ее работах - впечатления от бывших и будущих путешествий, поиски человеческого в вещах и цвета в красках.

Некоторое время назад Катя Колесникова сделала серию архитектурных пейзажей в батике, где запечатлела свой родной Челябинск. Работы понравились кому-то в администрации города, и теперь они украшают один из холлов мэрии. Батик подразумевает декоративность, следовательно, весьма популярен у художниц и зажиточных граждан, имеющих некое представление об изящном. Когда-то техника традиционного горячего батика была весьма трудоемкой. Но потом придумали расписывать ткани холодным способом. Визуальный эффект почти тот же, возни меньше, но скромнее и кайф от процесса творчества. Для Кати он состоит в некоем таинстве, неожиданности, какую таит процесс: неизвестно ведь, что получится и, главное, какой выйдет тон. Технологический процесс, таким образом, превращается в магический.

Другая трудность состоит в точности изображаемого. Работы художницы графичны и живописны, это не традиционные многозначительные пятна, а конкретные пейзажи и натюрморты. Более всего в жизни Катя любит путешествовать, ее волнуют сочные африканские мотивы, не менее интересна холодная готика. Глаз и память работают лучше всякого фотоаппарата, фиксируя, например, понравившийся фрагмент старого квартала Дрездена, Бремена или Праги. Вместе с ним в работе остается и эмоциональный фон от пережитого, чего очень трудно добиться от бесчувственной камеры.

Той же притягательностью, что и города с историей, для художницы обладают и вещи в возрасте. Они так же сохранили загадочный дух эпохи и столь же активно сопротивляются нивелирующей экспансии дизайна.

Еще Екатерина Колесникова любит театр. Особенно ей нравился "Манекен" в подвале на ул. Сони Кривой, где можно было видеть бусинки слез в глазу у какой-нибудь Джульетты. Если вдуматься, то старые города, старые предметы и старый "Манекен" имеют нечто общее. Они одинаково отдалены от нас во времени и несут явную печать личности, столь ценную для любого художника.

Айвар ВАЛЕЕВ