19-02-2000


Полоса препятствий и надежд

"Много раз слышали о строительстве новой взлетной полосы в Челябинском аэропорту. В СМИ уже давненько сообщали, что она вот-вот будет введена в эксплуатацию. Когда именно?" - этот вопрос прислала мне семья Ульбицких из Челябинска.

В сентябре прошлого года, когда Челябинское авиапредприятие (ЧАП) неординарно, с размахом отпраздновало открытие международного аэропорта, журналистам довелось даже потоптаться на новой полосе. И услышать от генерального директора ЧАПа Сергея Яшина, что она практически готова к эксплуатации. На календаре - февраль. И что же?

Сергей Владимирович сообщил, что новая взлетная полоса уже "обкатана". "Лабораторные" полеты подтвердили ее надежность. Теперь слово за госкомиссией. У аэропорта недостаточно мощностей, чтобы содержать сразу две полосы, была опасность сбоев в зимний период. Понадобилось время, чтобы эту проблему отрегулировать. "Старт" намечен на апрель.

Вероятно, потенциальных пассажиров обрадует сообщение о том, что с пуском новой полосы планируется эксплуатация нового типа отечественного самолета. Кроме того продолжается достаточно плотное сотрудничество ЧАПа с компанией "Боинг". Эти стальные "птицы" уже давно могли бы летать в уральском небе, не будь некоторых препятствий с получением правительственного освобождения от таможенной пошлины за ввоз авиалайнера.

- Не понимаю, как можно совмещать разговоры об иностранных инвестициях в нашу экономику с политикой "безразмерных" таможенных пошлин! - сетует С.Яшин. - Скажем, компания "Боинг" готова инвестировать 40 миллионов долларов на условиях лизинговых платежей в течение десяти лет, а за ввоз авиалайнера с нас требуют 20 миллионов на таможенную пошлину. Без правительственной поддержки вряд ли кому под силу эта задача.

- И все же мы живем надеждой на лучшее, - добавил Сергей Владимирович. - Продолжаем развивать сферу сервисных услуг. Будем стараться расширить географию полетов из Челябинска.

Спросила я его и о международном терминале. Доволен ли генеральный директор ЧАПа его работой? Оказывается, не доволен. Потрачены колоссальные усилия и средства, но сегодня по евростандартам реконструированный аэровокзал работает практически вхолостую. Нет пассажиров! И дело не только в том, что высоки тарифы на билеты, за что раньше челябинских авиаторов часто пытались критиковать, сравнивая с Екатеринбургом, - тарифы определяются, исходя из себестоимости, а она примерно одинакова. Яшин считает, что проблема шире: очевидно, Челябинск в социально-экономическом плане менее привлекателен, нежели наш северный сосед. Есть у нас в городе хорошие гостиницы? Мало. Рестораны? Мало. Часто ли у нас проводятся международные семинары, выставки? У нас нет ни одного иностранного посольства, консульства или хотя бы представительства. В последнее время мы с коллегами нередко говорим о том, что Екатеринбург по всем статьям обошел Челябинск. Вот и свердловский аэропорт занимает седьмое место в России по количеству пассажиров. А Челябинский - лишь 34-е.

- Мы своими силами пытаемся влиять на эту ситуацию, привлекая транзитных пассажиров, -говорит Сергей Владимирович. - Скажем, на недавний рейс Челябинск-Франкфурт из ста улетающих 80 были жители Казахстана. Думаем, что в летнем расписании лишь рейсы на Москву будут "базовыми", челябинскими, все остальные - транзитные. Еще одна задача - "раскатать" аэровокзал в плане состыковок. "Затягиваем" сибирские авиакомпании, предлагая летать через Челябинск в те страны, куда сами летать не можем из-за нерентабельности рейсов.

Свои вопросы задавайте по телефону 33-01-44, присылайте по адресу: 454091, Челябинск, Свердловский пр., 60, "Челябинский рабочий", Л. Садчиковой.

E-mail [email protected]

(для Л. Садчиковой).