19-02-04


Стальные покупки "Стальной группы"

Холдинг, в который входит "Мечел", приобрел еще один завод - в Литве. И присматривается к ММК?

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Собственность, расти!

Метизное предприятие "Нямуно", расположенное в Каунасе, вошло в состав "Стальной группы Мечел". Это единственный в Литве завод такой специализации. Его сортамент - проволока, гвозди и сетка. Около 70 процентов продукции он отгружает потребителям Евросоюза и около 30 процентов продает на внутреннем рынке, а также в Калининграде. Работает в "Нямуно" более 200 человек.

Но что там Литва и ее небольшой заводик? В конце 2003 года в собственность "Стальной группы" перешла чебаркульская "Уральская кузница". Акционеры холдинга выкупили контрольный пакет у свердловской фирмы "Уралинвестэнерго". Вначале "Мечел" направил на "Уралкуз" собственных менеджеров - для того, чтобы обеспечить нужную комбинату управляемость и кооперацию. В своих комментариях челябинские металлурги делали именно такой акцент, а теперь вот... собственность.

Еще раньше акционеры "Мечела" решили сырьевую проблему, одержав верх на Коршуновском ГОКе. конфликт с "ЕвразХолдингом" выплеснулся за пределы Иркутской области. Имидж самой тихой и мирной угольно-металлургической организации был подорван. Победа "стальной группе" досталась большими стараниями и за большие деньги, но, видимо, того стоила. Вопрос был в том, кто будет иметь доступ к железорудной кормушке. Угольно-металлургические собственники показали, что с мускулами у них все в порядке.

Теперь, говорят в Москве, структурное формирование холдинга, выстраивание производственного каркаса в основном завершено. Помимо перечисленных выше предприятий в группу входят компания "Южный Кузбасс", Белорецкий металлургический комбинат, "Южуралникель", Вяртсильский метизный завод в Карелии, производства "Кост" (Румыния), "Мечел Железара" (Хорватия), "Индустрия Сырмей" (Румыния), а также непроизводственные фирмы "Торговый дом "Мечел" и "Мечел Трейдинг".

Будут ли еще приобретения? В столичном офисе не исключают такой возможности. Но удлинение технологической цепочки до машиностроительных предприятий сейчас не рассматривается.

Новый старый гендиректор

В январе 2004 года "Челябинский рабочий" сообщил о кадровой ротации в верхах: занимавший должность гендиректора "Стальной группы" Алексей Иванушкин был перемещен на место исполнительного директора. А новым руководителем стал Владимир Иорих - президент компании "Конарес Холдинг", которая является одним из основных акционеров группы.

Бывший руководитель "Мечела" зарекомендовал себя как боец. Неоднократно выступал на пресс-конференциях, в том числе в столице, против ведения Западом антидемпинговых расследований и сооружения в конечном итоге заградительных барьеров, препятствующих экспорту продукции российских металлургов. Он критиковал также политику монополистов в отношении "стальных" предприятий, а во время конфликта на Коршуновском ГОКе вообще представлялся одним из самых активных борцов. И вдруг явное понижение... В пресс-службе группы эту отставку никак не комментируют, заявляя: так решил совет директоров. Автору же этих строк причиной видится завершенность холдинга - не только структурная, но и кадровая. Будто прорабы подписали акт о приемке "объекта", расставив все по местам. Случилось то, что и должно было случиться, а именно: к "пусковой кнопке" подошли люди, реально располагающие ресурсами. Итак, председатель совета директоров "Стальной группы" - "хороший кемеровский олигарх" Игорь Зюзин, гендиректор - его давний партнер Владимир Иорих.

"Конарес Холдинг", несмотря на свою швейцарскую регистрацию, был и остается российской компанией. В том смысле, что образовали его акционеры "Южного Кузбасса", стремившиеся прорубить окно в Европу. Через него осуществлялись внешнеэкономические контакты сибирских собственников, а в последнее время и приобретались зарубежные активы группы - перечисленные выше заводы вне пределов России. Все они - нынешние "дочки" "Конареса" (или, точнее, уже "Мечел Трейдинга" - швейцарская компания взяла новое имя) и "внучки" стального холдинга.

Алексей Иванушкин, сказали в пресс-службе, продолжает курировать большой круг вопросов. Но, видимо, пришла пора для смены персональных брендов, публичных фигур. Лицо экс-директора "Мечела" по-прежнему будет ассоциироваться со стальной группой, и его зажигательные речи, наверное, еще будут звучать по ТВ. Однако новый этап требует новых лиц. И хотя Игорь Зюзин по-прежнему не дает интервью, а металлурги не видели даже фото Владимира Иориха, сам их нынешний статус предполагает уже известную публичность, своего рода выход из тени в народ.

Изменится ли что-нибудь в жизни челябинского предприятия после перестановок в руководящей обойме холдинга? Вряд ли. Просто де-юре было оформлено то, что прежде существовало де-факто.

Магнитка надежд наших

Большинство вошедших в группу предприятий - малые или средние по своим размерам. И московский офис, сообщая о них, не делает сенсации: ну, купили, ну, дескать, наши они теперь. Стоит ли поднимать большой шум из-за завода с численностью в две сотни человек? Даже присоединение к семье "Уральской кузницы" прошло как-то дежурно, без салюта. Конечно, с Коршуновским горно-обогатительным комбинатом пришлось постараться, однако и этот финал не напоминал взятие Измаила.

Тем не менее один известный челябинский предприниматель, наблюдая, как растет группа, признался: нравится ему подход олигарха Зюзина. Умно действует: что можно и что нужно на данный момент, берет на заметку, а потом, как говорится, без шума и пыли находит общий язык с владельцами. Это похоже на теорию малых дел: дескать, курочка по зернышку клюет. А холдинг-то в результате складывается ничего себе. С выходом на оперативные просторы дальнего европейского зарубежья.

О дальнейших планах группы, если иметь в виду другие интересные ей заводы, первые лица холдинга ничего не говорят. Есть вот, к примеру, Магнитка, с которой акционеров "Стальной группы" роднит не только ее территориальная близость к "Мечелу". Это очень крупная компания, которая пыталась блокироваться то с "Северсталью", то с Липецком. Но озвучивалась и областная идея сближения флагмана с его "младшим братом". Эту инициативу собственники стальной группы оставили без внимания, давая понять: у них собственный путь, свои рынки и тому подобное. Быть может, чувствовали, что союз им предлагают на правах сильного, а время объективно играет на них? Пройдет, скажем, полгода или год, и возможными окажутся несколько иные комбинации.

О продаже на торгах 17-процентного государственного пакета ММК сейчас не знает только неграмотный. О намерениях побороться за имущество Магнитки кемеровские акционеры помалкивают. Впрочем, если знать их стиль - нежелание обсуждать планы, пока те не стали "фактами", - в этом нет ничего удивительного. Их молчание нейтрально и ни о чем не свидетельствует. На этом основании строить прогнозы бессмысленно.

Зато другие наблюдатели живо обсуждают возможное участие акционеров группы в торгах. О том, что они и металлурги Магнитки объединены сырьевыми нитями, "Челябинский рабочий" писал несколько лет назад. Говорилось, что "Южный Кузбасс" уже сегодня владеет приличным пакетом комбината. Сообщалось и о том, что нынешний гендиректор "Стальной группы" В. Иорих входит в совет директоров ММК.

Собственники развивающегося холдинга отвергли протянутую им "руку дружбы", не прореагировали на сигнал, подаваемый областной властью и менеджерами Магнитки. Значит ли это, что если "пойдут на сближение", то на условиях, которые выберут сами? "Сближаться", показала жизнь, они не прочь и делают это с большой охотой, только по своим правилам. После этого, правда, управлять на предприятия обычно заходят их менеджеры...