19-02-04
Александр СКРИПОВ
Москва - Челябинск
На прошлой неделе мне довелось побывать на юбилейном вечере известного актера и режиссера Родиона Нахапетова. (Вечер состоялся по случаю его 60-летия в столичном Доме кино (о чем мы сообщили в публикации "Возвращение Нахапетова", "ЧР" от 14 февраля 2004 года).
Удивительно широким был не только возрастной состав гостей (от детского ансамбля "Непоседы" до Валентины Толкуновой), их разноплановость (от Яна Арлазорова до балета Аллы Духовой "Тодес"), но и география поздравлявших - от Прибалтики (Йозас Будрайтис) до Благовещенска (представитель местной мэрии), от Ташкента (коллеги-режиссеры) до: Лос-Анджелеса (откуда специально прилетел Лэйн Дэвис, он же Мэйсон из сериала "Санта-Барбара"). Торжественный вечер начался, конечно же, с отрывков из легендарных уже теперь советских фильмов с участием Родиона Нахапетова - "Раба любви", "Торпедоносцы", "Влюбленные":
Зал взрывался аплодисментами. Особенно тепло его приветствовали женщины старше среднего возраста. Шутка ли - в 70-х годах Нахапетов претендовал на роль одного из самых романтичных героев советского кинематографа. Женитьба на известной актрисе Вере Глаголевой только добавила ему популярности. Их называли "звездной парой", они появлялись на обложках популярных журналов. Потом, в конце 80-х, был неожиданный отъезд в Америку, разрыв с Глаголевой, которая осталась в России с двумя дочерьми: Лет на 15, кажется, все забыли о Нахапетове. Возвращение на Родину началось совсем недавно - после с успехом прошедшего по Первому каналу сериала "Русские в городе ангелов". У Нахапетова появились новые поклонники уже среди молодежи. Что и говорить, не у каждого актера и режиссера такая необычная судьба. Сыграть в молодости Ленина, а потом уехать покорять Голливуд:
Но вернемся на сцену Дома кино.
- Дело было в Горьком в 1964 году,- вспоминал Александр Панкратов-Черный. - Это был мой первый опыт съемок в кино. Меня включили в массовку, я должен был играть одного из семинаристов, читать стихи Некрасова. А Родион тогда играл Володю Ульянова, был весь такой серьезный. Чтобы войти в образ, он даже перечитывал работы Ленина, и я, честно говоря, опасался за его голову. От общения с загримированным Родионом у меня остались странные ощущения. Я что-то у него спрашивал, а отвечал мне Ульянов. Позже, когда я готовился во ВГИК, всем говорил, что я учился "у Ленина". Так вот, когда вышел фильм, я обнаружил, что меня из картины вырезали. Жалко, конечно, было. Зато я никогда не забуду, как познакомился с Нахапетовым.
Еше много шуток и забавных историй звучало со сцены Дома кино. Поклонницей Родиона Нахапетова неожиданно оказалась и Алена Апина. Ирина Шведова спела песню про "Америку-разлучницу".
Дочь Нахапетова Анна - солистка Большого театра - продемонстрировала собравшимся искусство танца, а дочь нынешней супруги Наташи - Катя - поздравила юбиляра песней на английском в дуэте с "Мэйсоном":
Сам виновник торжества вел себя скромно и поднимался на сцену лишь для принятия подарков. В этой незаметности Нахапетова было что-то трогательное. Вера Глаголева сидела неподалеку от юбиляра и его новой жены - всего тремя рядами выше. Не знаю, какие чувства она при этом испытывала. Зато зал Нахапетову, кажется, простил все. И долгое отсутствие в России, и разрыв с Глаголевой, и нынешний его американский образ жизни. А каждый второй из выступавших со сцены заканчивал свою речь словами: "Родион, оставайся в России!"
А после торжества мне удалось побеседовать с юбиляром.
- Родион, так вы остаетесь в России?
- А мы и так живем иной раз по полгода в Москве. Не всегда это связано с фильмами. Может быть, поэтому наше пребывание в России менее заметно:
Мы с Наташей (вторая жена Нахапетова - А.С.) часто приезжаем сюда по делам благотворительного Фонда дружбы Нахапетова, с помощью которого более чем двум сотням детей уже сделаны дорогостоящие операции на сердце. В Америке они стоят десятки тысяч долларов. Понятно, что у подавляющего числа родителей таких денег нет. Через некоммерческие структуры фонд организует приезд в Россию американских врачей. Причем дети получают их помощь бесплатно.
Находясь там, я имею больше возможностей помочь моей Родине, чем если бы я остался здесь. Поэтому глупо противопоставлять меня России, говорить, что, дескать, мы здесь, а Нахапетов - там. Это же касается и фильмов, которые создаются для российских зрителей с участием российских актеров. Да, так сложились обстоятельства, что мой дом сегодня - в Лос-Анджелесе, но сердце здесь, в России.
- Что вы имели в виду, когда сказали на юбилейном вечере, что "мы теперь будем чаще встречаться"?
- В мае-июне должен увидеть свет фильм "Влюбленные-2". Герои популярного в свое время советского фильма "Влюбленные" встречаются через двадцать лет. О чем этот фильм? Не скажу. Пусть это будет сюрпризом для зрителей, надеюсь, приятным. Кроме того, у нас готов план восьми новых серий картины "Русские в городе ангелов". По сюжету по сравнению с предыдущими сериями больше событий будет происходить в России. В числе актеров будет и американец Лэйн Дэвис. Впрочем, судьба этого фильма зависит не только от нас, но и от руководства Первого канала.
- Насколько вы стали американцем, прожив 15 лет в Лос-Анджелесе?
- Я могу съесть американскую котлету, могу ездить на американской машине, носить американскую одежду, пользоваться еще какими-то внешними атрибутами, принятыми там. Но в душе я по-прежнему русский. И в Лос-Анджелесе хожу в православную церковь. В этом смысле мое мировоззрение мало изменилось. Как режиссер я, конечно, прошел некую творческую эволюцию. До отъезда в Америку я снимал в основном драмы. В США научился работать более разнообразно - стал включать в свои фильмы элементы детектива, комедии, триллера. Общий более динамичный ритм жизни в США диктует свои законы и в кино. Это во времена Советского Союза режиссер мог себе позволить снимать десять минут панораму. А тут надо больше думать о зрителе: а придет ли он на такой фильм?
- Вам близки идеалы американского кино?
- На этот вопрос трудно ответить однозначно. Кино в Америке - это прежде всего гигантская индустрия. Дело поставлено на поток. Фильмов производится много, они самые разные. Разумеется, далеко не все - шедевры. Снимается много проходных, конъюнктурных фильмов, каких-то бездумных боевиков:
Есть вещи, к которым я до сих пор не могу привыкнуть. Возьмем феномен Шварценеггера. Я очень уважаю его как человека, который, приехав из Австрии с 20 долларами в кармане, сделал себя сам. Больше того, стал губернатором одного из самых богатых и престижных штатов США. Пример, достойный уважения. Но, с другой стороны, в его ролях в кино много механического, виртуального, нечто от робота. Даже если бы была такая возможность, я никогда бы не стал снимать Шварценеггера. Его герои мне чужды. Я привык снимать кино про живых людей, про их чувства, страдания, мечты. Я вам скажу, что до сих пор испытываю ностальгию по лучшим советским фильмам. Вспомните картины "Весна на Заречной улице", "Любовь и голуби", замечательную комедию "Кавказская пленница": Было в наших фильмах какое-то особое благородство, стремление показать чистоту отношений. Ничего подобного никогда не было в Голливуде!
- Вы согласны с неписаным правилом Голливуда, согласно которому главный герой в фильме, вопреки всем обстоятельствам, всегда побеждает?
- Вы знаете, жизнь и без того штука сложная. И если в фильме будет много горя и беспросветности, не приведет ли это к тому, что кто-то после просмотра пойдет и повесится в темном углу? В хеппи-энде нет ничего плохого. Я убежден, что в конце самого драматичного фильма должна оставаться надежда, тот самый свет в конце тоннеля. В финале фильма "Не стреляйте в белых лебедей" главный герой погибает, но остается его сын. Он смотрит на стаю пролетающих лебедей. В этом символ веры, оптимизма.
- Вы верили в свой хеппи-энд, когда уезжали в Америку в конце 80-х?
- Я уезжал не в поисках хеппи-энда или с целью заработать, а от разочарования в той действительности, которая окружала меня. Вы помните то время: кинопрокат был почти полностью разрушен, на экраны хлынула чернуха, что шло вразрез с моими представлениями о кино, перспективы в профессии мне казались туманными. Не случайно именно тогда дали трещину и отношения с Верой Глаголевой. Но и в Америке было очень непросто. Оказавшись за океаном, я достаточно долго пребывал в иллюзиях. Мне улыбались тамошние продюсеры, крепко жали руку, и я думал, что там мне действительно рады, что их на самом деле интересует мое творчество. Оказалось, это была всего лишь дежурная доброжелательность, так характерная для Америки. Пришлось пережить много разочарований. Иногда мне казалось, что я вообще там никому не нужен.
- И вы пошли работать таксистом?
- Нет, я не мог позволить себе пройти путь традиционного эмигранта - пойти мыть посуду или стать водителем такси. От этого меня удерживали висевшие дома афиши популярных советских фильмов, награды международных фестивалей. Хотя, вы знаете, однажды я всерьез подумывал, а не стать ли мне дальнобойщиком. Работа, конечно, трудная, но позволяет, увидеть страну, познакомиться с людьми. Мне это казалось интересным. Жена Наташа (с ней я познакомился уже после отъезда в США), узнав о такой идее, сказала: "Ты с ума сошел!" Во-первых, если бы я стал дальнобойщиком, то мы бы очень редко виделись. Во-вторых, мы совместно решили, что мне надо развиваться в своей профессии. Именно Наташа стала моим менеджером, благодаря ей я познакомился со многими влиятельными людьми в Голливуде.
Я писал сценарии, по одному из них был снят фильм "Телепат", который шел в американских кинотеатрах. Мы создали независимую голливудскую компанию, которая снимала три серии "Убойной силы" в Штатах. Потом были 12 серий фильма "Русские в городе ангелов" с участием как известных российских актеров (Лидия Федосеева-Шукшина, Лев Дуров, Владимир Стеклов), так и американских (Эрик Робертс, Шон Янг, Лэйн Дэвис). Вы помните эту историю следователя Андрея Сомова, который волею обстоятельств оказался в Америке (у него там по сюжету жена) и который в новых условиях борется за свое выживание? Он выгуливает собак, водит такси, попадает во всякого рода передряги, не раз его жизнь висит на волоске.
- Не вы ли были прототипом главного героя?
- Нет. Но мой американский опыт, особенно это касается эмоциональной сферы, безусловно нашел отражение в фильме.
- За пятнадцать лет в Америке вы не нашли ответа на вопрос, почему русские такие умные, но бедные, а американцы, как принято считать, наоборот?
- Я тоже думал над этим и вот к какому выводу пришел. Если люди в России будут жить в материальном плане так хорошо, как американцы, если основные бытовые проблемы у них будут решены, то, поверьте мне, это будут другие люди. Может быть, более наивные, более ленивые. Жизнь не будет требовать от них такой живости ума, хитрости, изворотливости, которая требуется сейчас. Хотя профессионализм и знания всегда будут в цене.
- И последний вопрос: ваши ближайшие планы?
- Надеюсь, что будет много новых встреч в России. С режиссерами, актерами. И как результат - новые фильмы, встречи со зрителями. Самые ближайшие планы - показать Наташе нашу страну. Не только Москву. В свое время она открывала для меня Америку. Пришло время показать ей Россию. Сначала мы поедем в один из самых красивых городов мира - Санкт-Петербург:
Родион Нахапетов родился в 1944 году в городе Пятихатки Днепропетровской области. В 1960 году поступил на актерский факультет ВГИКа. В кино дебютировал в 1964 году, сыграв роль молодого Володи Ульянова в дилогии режиссера Марка Донского "Сердце матери" и "Верность матери". Широкая зрительская популярность пришла к актеру после фильмов "Нежность" (1967) и "Влюбленные" (1969). В качестве режиссера Нахапетов снял два десятка картин в России и в США.