19-02-98


Драматурги гастролей нарушают закон

Будет ли монополизирован челябинский рынок шоу-бизнеса?

21 февраля в Челябинском академическом театре драмы пройдут концерты Юрия Антонова. Ни сам артист, ни поклонники его творчества понятия не имеют о том, что екатеринбургская продюсерская фирма, которая организует гастроли Антонова в Челябинске, ранее планировала провести этот концерт в зале театра оперы и балета. Зрителям все равно: что "драма", что "опера" - и там, и там кресла мягкие. Однако понимающих в гастрольно-концертной деятельности людей эта смена площадки очень обеспокоила. Впервые причиной переноса послужило не желание певца или его менеджера, а препятствие, исходящее от государственных органов. Концерт Юрия Антонова в театре оперы и балета запретил своим приказом начальник главного управления культуры и искусства администрации Челябинской области Владимир Макаров.

Приказ за номером 297 от 24 декабря 1997 года начинается с исторической преамбулы и напоминает, что еще 8 марта в оперном театре должен был состояться концерт Бориса Моисеева. Он был сорван, а 68 миллионов рублей, вырученных от предварительной продажи билетов, были увезены в Санкт-Петербург. 20 ноября в том же театре было обьявлено выступление Майи Плисецкой. Билеты проданы, балерина не приехала, деньги обманутых зрителей увезены в Москву. Руководство театра обратилось за помощью в милицию. После этих примеров шоу-жульничества тон приказа становится крайне жестким: "С 1 января 1998 года всем театрально-концертным организациям областного подчинения запретить сдачу в аренду помещений любым юридическим лицам для проведения концертов и спектаклей. Все концерты и спектакли театрально-концертных организаций должны впредь организовываться и проводиться силами руководства и администрации этих организаций. Руководители театрально-концертных организаций, нарушившие приказ, несут персональную дисциплинарную и имущественную ответственность."

Смысл предельно ясен: убоявшись деятельности заезжих продюсеров, главное управление по культуре и искусству требует их больше в залы не пущать, а любые концерты организовывать собственными силами. Это означает фактический запрет всякой гастрольной деятельности в Челябинске. Потому что нигде в мире театры напрямую на артистов не выходят - для этого существуют продюсеры. И Россия, и Южный Урал здесь уже давно не исключение - недавние челябинские гастроли Ирины Аллегровой и Игоря Крутого организовывала в цирке московская фирма "Арс", стараниями шоу-монстра "Райс-Лис'С" в Челябинске открывал свой всероссийский гастрольный тур Филипп Киркоров. Столичным "акулам" удачно составили конкуренцию и наши местные компании - "Юнайтед Саунд" привозит во дворец спорта легендарных "Nazareth", а "Pro concert" отлично провела в театре оперы и балета концерт Константина Никольского. Что же теперь - никого из них челябинцы больше не увидят?

Но посмотрим на реальное положение дел. Несмотря на приказ, концерт "Nazareth" во дворце спорта "Юность" никто не отменяет.

- Нас не касается приказ Макарова, - говорит директор "Юности" Марк Винницкий, - мы не подчиняемся управлению культуры и концерты проводить будем. Пример других дворцов спорта нас только убеждает в этом. В том же Магнитогорске все сделано для удобства зрителей. Если и у нас улучшить комфорт зала да приглашать самых лучших эстрадных звезд, это пойдет городу только на пользу.

Та же ситуация с цирком, его директор Александр Сергеев приказ Макарова никак не прокомментировал, но провел концерт Валерия Леонтьева. Цирк - учреждение федерального значения, и подчиняться областному управлению культуры он не намерен.

Выходит, прежде всего приказ направлен на театр оперы и балета имени Глинки. Даже сама преамбула дает понять, кому придеться подчиняться. И директор театра Николай Кублицкий подчинился, отказав екатеринбургской продюсерской фирме в аренде зала под беспроигрышный концерт Юрия Антонова. Но Антонов в Челябинск все же приезжает.

Есть в приказе N 297 одна хитрая строчка. Сдача зала в аренду иногородним фирмам разрешается как исключение, "по разрешению главного управления культуры и искусства". И вот его начальник В.Н. Макаров разрешает провести концерт Антонова ... в зале академического театра драмы имени Цвиллинга, директором которого ... он сам и является (по совместительству). Приятно, наверное, у самого себя разрешения на аренду спрашивать? Да и вообще, в связи с приказом гастрольная деятельность в драмтеатре не только не утихла, а наоборот - активизировалась. Только в феврале на его сцене выступили Алена Апина и Мурат Насыров, Таня Буланова, "На-На", готовятся нас порадовать Леонид Агутин с Анжеликой Варум, на подходе другие исполнители. Макаров утверждает, что его театр самолично выступает в роли организатора их гастролей. Однако случай с Антоновым говорит совершенно об обратном.

Шоу-бизнес - это такая сфера деятельности, где доходы могут быть сверхбольшими. Оттого конкуренция здесь очень высока, и простым зрителям она идет только на пользу, не давая монополисту взвинтить цены на билеты. Регулирует все это дело закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. И в его седьмой статье черным по белому написано: "органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субьектов, создают дискриминирующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты могут иметь своим результатом ограничение конкуренции".

Увы, деятельность областного управления по культуре явно противоречит букве закона. Антимонопольный комитет Челябинска пока молчит - никаких жалоб и заявлений от обиженных приказом продюсеров пока не поступало, да и без них у малочисленного комитета других забот хватает. А Владимир Макаров противоречие с законом никак не объясняет, продолжая утверждать - идет лишь борьба с посредниками, театры должны зарабатывать деньги сами. Проколы же оперного театра с Моисеевым и Плисецкой только убедили его в необходимости государственного контроля над гастрольной деятельностью. Хотя оправдываться Макарову сложно, ведь уже несколько месяцев Владимир Николаевич в нарушение закона занимает одновременно пост директора драмтеатра и государственного служащего в администрации области. А то, что он называет государственным контролем, можно назвать и по-другому - монополизация челябинского рынка шоу-бизнеса.

Роман ГРИБАНОВ.