19-02-98


Гараж для почетного гражданина

стал причиной конфликта между советом ветеранов Чебаркуля и жителями "взбунтовавшихся" домов

Пожилому чебаркульцу Аркадию Степановичу Загайнову подбросили "идейку" построить капитальный гараж во дворе своего дома, в незавершенном ряду гаражей, принадлежащих большей частью ветеранам войны и труда. В центре города сооружать гаражи давно не разрешают, но знакомые уверяли: заслуженному строителю РСФСР, почетному гражданину города не откажут. Почему бы и нет, рассудил ветеран, и, поддержанный в своем намерении друзьями и родственниками, подал заявление на отвод земли в отдел архитектуры городской администрации.

- Была у меня машина, но я ее продал за ненадобностью, - рассказал мне А. Загайнов. - Служебного автомобиля хватало. В гараже особой необходимости не было, пока из садовых дачек не крали, как сейчас. Хранимый в саду урожай, которым, почитай, четыре семьи родственников кормятся, "дарить" ворам не хочется. В основном ради погреба и нужен гараж. А возле дома потому, что мы с женой больные, далеко ходить не можем.

Вскоре из отдела архитектуры последовало устное уведомление, что разрешение дано, можно оформлять документы. Однако в это же время в мэрию поступило письмо за подписью более 20 жителей, которые просили запретить постройку гаража. Мотивировали тем, что к предполагаемому отводу примыкают детская площадка, сквер, турник, конструкции для сушки белья. Теперь в отделе архитектуры Аркадию Степановичу стали отвечать на просьбу уклончиво, тянуть время.

После очередного безуспешного визита туда он обратился к градоначальникам. Они морально были на стороне заслуженного человека, но принимать решение единолично, без учета городских норм и правил, не стали. Окончательно разобраться поручили главному архитектору города С. Шацкому. По его инициативе провели собрание жителей, на которое пришел заместитель главы города А. Питер.

- Разговора, по существу, не получилось, - высказал свое мнение о собрании один из его участников, ветеран войны Н. Никитин. - Эмоции недовольных взяли верх. Резюме большинства собравшихся было воинственным: запретить. Одни негодовали: детям негде будет играть. Другие, вспоминая многолетней давности субботники по посадке деревьев и кустарников, строительство гаража называли чуть ли не актом вандализма, намеревались грудью встретить технику, если она не пощадит насаждений. После собрания А. Загайнов из отдела архитектуры получил официальный отказ.

Совет ветеранов города такой исход дела не устроил. Об этом они заявили на встрече с главой А. Штыкой, в беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего".

Я заглянул во двор дома N 13 по улице Ленина, в котором проживают А. Загайнов и многочисленные противники его затеи с гаражом. Около двадцати капитальных боксов поставлены так, что вместе составляют приличных размеров прямоугольник. Один из его углов как бы не завершен: не хватает двух-трех гаражей. На часть этого места и претендовал А. Загайнов. Я прикинул на глаз: еще один гараж практически не заденет детскую площадку и сквер.

Но то - мой взгляд, а что думают специалисты?

- Места там достаточно, чтобы без ущерба для детей поставить еще один капитальный гараж, - сказал С. Шацкий. - Конечно, чтобы удалить играющих в песочнице на безопасное расстояние, ее пришлось бы немного передвинуть. Также не проблема перенести конструкции для бельевых веревок. Наш отказ Загайнову вызван не столько этими доводами пожаловавшихся жителей, сколько существующим в городе положением, запрещающим строительство капитальных гаражей внутри микрорайонов. Учитывая заслуги Аркадия Степановича перед городов, могли бы ему отвести землю под гараж во дворе дома в виде исключения. Но жителям достаточно подать иск в суд, и наше решение отменят как противоречащее городским правилам.

- Я прошел по центру города и во многих дворах видел от 10 и более капитальных гаражей...

- В прошлом контроль за их постройкой осуществлялся плохо. Многие перестроили в гаражи дровяные сарайки, другие сооружали под общий строительный бум без всяких разрешений и уведомлений городских властей. В конце концов мы узаконили все эти гаражи, установив запрет на будущее. Владельцев объединили в дворовые кооперативы. Во дворе дома N 13 по улице Ленина образовался гаражный кооператив "Витязь". В него не вошли несколько гаражей в незавершенном ряду, где и предполагал поставить свой гараж Загайнов. Помешало несогласие соседей. В том числе членов кооператива "Витязь", подписавших письмо, высказывавшихся на собрании против...

- Как это понять? Сами имеют, а навстречу почетному гражданину города, соседу-инвалиду идти не хотят?

- Пусть они сами за себя ответят. Скажу только, что на незастроенный "карман" у гаражного кооператива были свои планы: поставить там магазинчик и автомастерскую.

У меня возникло нехорошее предположение: не организовано ли письмо жителей членами кооператива, которым А. Загайнов перешел дорогу? Об этом я напрямую спросил С. Моторину, бухгалтера кооператива, подписавшую письмо в администрацию города и на собрании голосовавшую против просьбы ветерана.

- Больше других возмущались жители соседнего дома, - сказала Светлана Михайловна. - Строительство гаража грозило прежде всего их двору: детской площадке, скверу. Да, кооператив хотел открыть на этом месте мастерскую, но не мы инициировали жалобу.

Теперь уже не так важно, кто и с какими намерениями предложил написать коллективное обращение в мэрию. Оно сработало. Человек, 25 лет проработавший на стройках города и курортной зоны, в том числе 17 лет - начальником СУ "Чебаркульстрой", коллектив которого возвел более половины городских объектов, получил отказ на просьбу о небольшом исключении из общих правил, которое считал заслуженным.

- Если бы Аркадий Степанович попросил металлический гараж, мы бы ему разрешили поставить его хоть возле подъезда, - сказал мне заместитель главы города А. Питер. - Сначала на 2 года, учитывая его преклонный возраст, потом еще на 2. Ни для кого не секрет, что капитальный гараж Загайнов собирался строить не столько для себя, сколько для наследников. Они-то какое право имеют на него?

- Более всего в справедливости решения собрания, - продолжил Александр Антонович, - меня убедило высказывание убеленного сединой фронтовика. Я тоже хочу, сказал он, гараж во дворе дома, но мне не разрешают. А чем я, собственно, хуже? Действительно, чем? Заслуженных людей в городе немало, но правила для всех должны быть одни.

С тем, что городские законы писаны для всех горожан, трудно спорить. Но у всякого правила есть исключения. Официальные и нелегальные. О наличии последних красноречиво свидетельствуют самовольно поставленные гаражи, включая капитальные, в центральных микрорайонах Чебаркуля. Мне близка позиция председателя городского собрания депутатов В. Юдаева, выступающего за то, чтобы порой власть употребить, но уважить всех заслуживающих особого внимания горожан. Но не призывом к этому хочу закончить материал.

История с несостоявшейся постройкой гаража для уважаемого в городе человека высветила некоторые издержки коллективного недовольства, оказавшиеся, возможно, кому-то на руку. А. Загайнов смирился с отказом, в разговоре со мной подчеркнул, что никакую борьбу с соседями за клочок земли во дворе не вел и вести не собирается, обиду изжил, вот только горький осадок в душе остается. Между тем во время собрания иные рьяно кинулись в бой под во многом надуманными лозунгами о защите зеленых насаждений и детской площадки, не захотели понять, что речь идет об одном, а не о нескольких гаражах. Не попытались взглянуть на ситуацию глазами людей, многим обязанным почетному гражданину, построившему вместе со своим коллективом современный Чебаркуль. Будет ли в нашем обществе лад, если каждый станет мерить своим аршином, не пытаясь подняться до общечеловеческих ценностей?

Валерий ЕРЕМИН.

(Наш корр.).

г. Чебаркуль.