19-02-98


Армии альтернативы нет

В Уральском военном округе подведены итоги призывной кампании минувшего года. Челябинская область вновь отмечена как одна из лучших

Вот уже второй год план по призыву в войска молодых южноуральцев выполняется полностью. И даже с некоторым опережением. По мнению заместителя военного комиссара области полковника Сергея Пальчикова, этому есть несколько объективных причин.

- Во-первых, - считает Сергей Прохорович, - в обществе наметилась некоторая стабилизация. Нельзя сказать, что жизнь стала лучше, но такого развала, который существовал до середины 90-х годов, сегодня не происходит. Во-вторых, после длительных депутатских баталий законодательная база наконец-то перестала меняться в угоду политикам, партиям и движениям. Даже новая редакция закона о воинской обязанности и военной службе, принятая в первом чтении, не претерпела особых изменений. По крайней мере, в той ее части, что касается службы по призыву, числу и характеру отсрочек. Как следствие, в последнее время количество уклоняющихся от призыва молодых людей значительно уменьшилось.

Есть и другие причины, положительно повлиявшие на призывную кампанию в городах и районах области. По закону, руководят и возглавляют соответствующую призывную комиссию главы администраций, поскольку это государственная задача. Но подход к ее решению очень разнится. Вот примеры. Недавно справил новоселье военкомат в Коркино. Хорошие взаимоотношения сложились с властью у военкоматов Южноуральска, Златоуста, Советского района Челябинска, Ленинского в Магнитогорске, Увельского района. В Тракторозаводском районе Челябинска для призывного пункта выделено отдельное здание, где можно работать в нормальных условиях. Что такое ненормальные условия, поясню на примере Курчатовского и Ленинского районов Челябинска. В последнем из-за постоянного затопления подвала дома нечистотами не только работать - находиться невозможно. В то же время десятки помещений переданы коммерческим структурам. Но мы же не просим ничего лишнего. Только обеспечения условий для деятельности военкоматов и призывных комиссий как того требуют закон об обороне и положение о военных комиссариатах, утвержденное постановлением правительства. Но добиться этого не можем.

В том же Курчатовском районе военкомат арендует помещение в вечерней школе и не имеет возможности разместить у себя призывной пункт. Оба пункта - Курчатовский и Калининский - ютятся в Калининском военкомате. Кстати, здесь же весь год работает военно-врачебная комиссия, которую проходят будущие курсанты военных училищ. То есть в администрации Калининского района пытаются вникнуть во все проблемы военкоматов, а в Курчатовском и Ленинском, получается, нет. А ведь это крупнейшие районы в Челябинске. И не случайно Ленинский район не впервые указывается как один из самых худших по результатам призыва.

Между тем не стоит забывать, что военные комиссариаты, наверное, остались единственной государственной структурой в области, которая реально отслеживает ситуацию среди мужской части населения. И социальное положение, и состояние здоровья практически всех представителей сильного пола начиная с 17 лет. А это, согласитесь, колоссальная нагрузка помимо ежегодных весенних и осенних призывов. Заканчивается ХХ век, но о компьютерной обработке столь огромной базы данных мы еще только мечтаем.

К сожалению, по-прежнему не меняются к лучшему ни состояние здоровья, ни образовательный уровень призывников. Раньше считанные единицы ребят уходили в войска, не имея среднего образования. Сегодня таких десятки процентов. И все же четверть призывников прошлого года направлена в войска МВД, восьмая часть - в Федеральную пограничную службу, остальные - в Министерство обороны, на флот и в другие федеральные органы, имеющие свои воинские формирования.

Что же касается альтернативной гражданской службы, то законопроект о возможности ее ведения так и не был принят, несмотря на то, что еще в 1994 году Государственная Дума одобрила его в первом чтении. Эксперты полагают, что в ближайшее время у него нет шансов появиться на свет. Но заложенное в Конституцию право на отказ от воинской службы по религиозным и нравственным убеждениям действует. За последние годы около 10 южноуральцев обратились с заявлениями в областную призывную комиссию с просьбой учесть подобные обстоятельства при выборе места их службы. Мы всегда стараемся найти безболезненное решение этой проблемы. И если человек по-настоящему верующий, он может не принимать присягу, не брать в руки оружие. Пока существуют строительные войска, свою приверженность богоугодным идеалам он может доказать и воплотить, участвуя в строительстве, например, жилья для тех же бездомных офицеров.

Вообще-то мы надеемся, что возвращение в школу начальной военной подготовки, а это предусматривается новой редакцией закона о воинской обязанности, даст возможность заранее готовить ребят к военной службе. Это серьезный экзамен, который выпадает на долю вступающих в жизнь молодых людей. И они, и мы должны об этом помнить...

Судя по последним чрезвычайным происшествиям в армии, очевидно, что проблемы призыва в Вооруженные Силы гораздо шире, нежели отсутствие помещений для военкоматов и закона об альтернативной службе. Здесь переплетаются все реалии сегодняшней жизни, и наиболее остро проявляются они как раз в молодежной среде. Но одним военным, которые в день призыва видят перед собой уже сформировавшуюся личность, вряд ли удастся справиться с криминалом, распространением наркотиков и прочими напастями, которые охватили общество.

Андрей ГЛУШКОВ.