19-03-02
Роман ГРИБАНОВ
Челябинск
В Челябинской области состоялся первый выпуск абсолютно новых для нашего региона специалистов - аварийных комиссаров. 18 человек, которые составят основу будущей уникальной службы, прошли обучение на базе Южно-Уральской торгово-промышленной палаты под патронажем ГУВД области и некоммерческого партнерства "Уральская объединенная инспекция аварийных комиссаров". Именно им в ближайшем будущем предстоит разделить с сотрудниками ГИБДД роль представителя закона и порядка на дорогах Южного Урала.
- С работой аварийных комиссаров хорошо знакомы жители Новосибирской и Свердловской областей, Приморья и Белоруссии, не говоря уже об автовладельцах из стран Европейского содружества, - говорит Виталий Перчик, ведущий специалист юридического отдела объединенной инспекции. - Аварийный комиссар - это лицо, занимающееся фиксированием информации о дорожно-транспортных происшествиях, установлением причин, участников и очевидцев ДТП, характера и размера убытков. Учитывая, что в этом году будет введено обязательное страхование автотранспортных средств, аварийный комиссар становится фигурой не менее значительной, чем привычный южноуральским водителям инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС).
Сегодня в Челябинске с населением более миллиона человек и протяженностью дорожно-уличной сети около тысячи километров насчитывается свыше 230 тысяч единиц транспортных средств. Численность же личного состава инспекторов ДПС - 463 человека вместо положенных по штату 868, чуть более 50 процентов от норматива! Серьезнейшей проблемой является работа службы дознания по дорожно-транспортным происшествиям. При норме 180 материалов на одного инспектора в год в среднем рассматривается 400 материалов. Загруженность превышает норму в два раза, понятно, что при таком объеме работы сложно говорить о качественных результатах. Тяжело сотрудникам ГИБДД, недовольны водители, осложняется обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения. В 2001 году рост аварийности увеличился по сравнению с прошлым годом и составил 5,7 процента.
Сложную ситуацию на дорогах как раз и призвана исправить служба аварийных комиссаров. Взяв на себя часть функций инспекторов ДПС (в частности, проведение осмотра поврежденного имущества, установление характера, причин и размера понесенных убытков, розыск пропавшего имущества), аварийные комиссары позволят коллегам из ГИБДД работать качественнее. А главное, именно комиссары озаботятся сбором информации о местном страховом рынке и возмещением убытков за счет страховщиков. Уже недопустимы станут случаи, когда попавший в ДТП владелец "Жигулей" или "Москвича" расплачивается за свои ошибки с владельцами шикарных иномарок своим имуществом.
- Аварийный комиссар не станет патрулировать тот или иной участок дороги рука об руку с инспектором ДПС, - рассказывает Виталий Перчик. - Но уже сегодня у нас существует группа быстрого реагирования, готовая по вызову сотрудников ГИБДД в кратчайшие сроки выехать на место дорожно-транспортного происшествия. У каждого, кто прошел школу нашей объединенной инспекции и Южно-Уральской торгово-промышленной палаты имеется необходимый сертификат, занесенный в номерной федеральный реестр. Уверен, у этой службы - большое будущее. n
Вячеслав Парубочий, начальник управления ГИБДД по Челябинской области:
- Я ничего не слышал об институте аварийных комиссаров, хотя какая-то схема их взаимодействия с инспекторами ГИБДД должна быть выработана. На днях я буду в Москве и обязательно задам вопрос на эту тему.
Людмила Даушева, сотрудник отдела пропаганды городской ГИБДД:
- Информация о службе аварийных комиссаров нам не поступала:
Николай Пирогов, водитель такси:
- Наверное, представитель страховой компании на месте ДТП будет полезен автолюбителю. Но тогда без обязательного страхования автотранспорта не обойтись. А это - дополнительные затраты для автомобилистов.