19-03-03
Доктор исторических наук, профессор Сергей Михайлович Ткачев - ректор довольно молодой и по возрасту, и по стажу. Всего лишь пятый год возглавляет он Челябинский институт российского государственного торгово-экономического университета. Но успехи за этот короткий период впечатляют. Утлая лодка, сотрясаемая от бросков в неспокойном образовательном пространстве, превратилась в крепкий, динамично развивающийся вуз. Явление по-своему уникальное. Поэтому, как было не поговорить о формуле успеха? Тем более что сегодня Сергею Михайловичу исполняется 50 лет.
- Круглая дата - это хороший повод для подведения итогов...
- Если честно, то я отношусь к ней без особого трепета и пиетета. Мой день рождения - не историческая веха. Я воспринимаю свой "полтинник" достаточно спокойно. И даже скептически, как 8 Марта или 23 февраля. Мужчина ведь должен быть мужчиной круглый год, а не только за бутылкой водки. И женщинам нужно дарить цветы не в единственный день весны.
Уж так я устроен, что у меня каждый день - подведение итогов и определение перспектив.
- Но если все-таки оглянуться назад, то каким был ваш путь? Прямым, как стрела: школа, учеба в вузе, а потом еще и работа в нем?
- Путь получился как раз очень кривым. С первой попытки в вуз я не поступил. Пошел в ПТУ. Проучился там год, потом меня забрали в армию. После армии два года проработал слесарем-механиком в Теплотехническом институте. И только после этого выдержал конкурс в педагогический институт, который окончил, кстати, с отличием.
Нина Антонян из "Комсомольца", которая писала обо мне в то время статью, никак не могла поверить, что у меня нет за успехи в школе золотой медали. А у меня даже по истории стояла четверка, хотя я знал ее на "шесть". За то, что показывал свой характер. Когда в школу приходила комиссия, учительница всегда вызывала меня. А я всегда говорил, что не готов к уроку. Поэтому в журнале против моей фамилии стояло много пятерок и несколько двоек за мое чудачество. В среднем вышла четверка.
Но на судьбу не обижаюсь. Цель, которую очень долго добиваешься, имеет совершенно иной вкус. Первые полгода, когда стал студентом, просто не верил, что поступил в вуз. Мне казалось, будто это сон: то, что я иду в институт, выступаю на семинаре.
Моя карьера тоже складывалась непросто. Меня держали за фалды, не отпускали, провожали со скандалами. В институте культуры и искусства (нынешней академии) едва не подали на меня в суд. А в Челябинском педагогическом университете после моего увольнения сняли со стенда мой портрет. Оно, скорее всего, и к лучшему. Портрет висел возле мужского туалета, что давало мне повод для шутки. Теперь, мол, я знаю свое место в институте!
- Вы по характеру конфликтный?
- Как раз нет. Я всегда восприимчив к аргументам. Но только не к таким, что есть партийная дисциплина и т.п. Есть ведь еще и трудовое законодательство. И я не крепостной, который привязан к своему месту. Поэтому, когда вижу цель, становлюсь человеком упертым.
- А в чем вы ее видите?
- Сложный вопрос. Тут я, пожалуй, соглашусь с философом, который утверждал, что движение - это все, а конечная цель - ничто. Скольких бы целей ни достигал, ничего, кроме опустошения, не чувствовал. Никакого восторга на следующий день после защиты, скажем, кандидатской, а потом докторской степени не испытывал. Скорее разочарование. Вот достиг я этой вершины, а дальше-то двигаться некуда. Смысл исчезал. И нужно было придумывать что-то новое. А во время такого поиска возникает ощущение ненужности и суетности всего, что происходит. Цель для меня интересна только как побудительный мотив к действию, не более.
- Так вы по складу ума еще и философ?
- Думаю, да. Не зря ведь пошел на исторический факультет. Мне было всего четыре года, когда я впервые задумался о смысле жизни, в чем проявился, несомненно, философский склад ума.
- И что же, нашли ответ?
- Нет, не нашел. Ни тогда, ни сегодня. Его никто и никогда не найдет. Один считает, что нужно построить дом, другой - вырастить сына, третий - предлагает что-то свое. В конечном счете, мы все упираемся в одну конечную цель - могильную плиту, от которой пугливо отводим взоры. Мысль о ней, с одной стороны, удручает, но и заставляет активнее двигать лапками, чтобы успеть сделать что-либо стоящее. В настоящее время для меня - это мой вуз и люди, с которыми я работаю.
- До вашего прихода коллектив сотрясали скандалы. Говорили, что здесь работают сложные люди...
- Были слова и похлеще. Мне говорили, что это клоака, серпентарий, место, где нельзя работать. Меня откровенно жалели, как будто мне предстояло войти в клетку с тиграми.
- И что же? Не растерзали?
- Как видите, нет.
- Чем же вы взяли коллектив?
- Формула у меня простая, как у президента Путина: "Работать с теми, кто есть, а не с теми, с кем хочется".
- Да, но Путина заставили обстоятельства, ведь это был не его собственный выбор.
- А я свой выбор сделал сам. Мог бы уволить неугодных людей, но не стал этого делать. Почему? Потому что нет людей совершенных. Поэтому не вижу смысла в кадровых перестановках. Нужно с людьми уметь работать правильно.
- Это значит как?
- Апеллировать к светлому началу в человеке. Тогда получаешь тот результат, какой хочешь. Человек блестяще справляется со своей задачей, если ему по-настоящему доверяешь. В любом человеке ведь половина - божественная, а половина - дьявольская. Я сделал ставку на божественное начало. И все само собой разрешилось. Не стало конфликтов в коллективе. Люди принялись за дело и забыли про склоки. Честно сказать, я горжусь достигнутыми результатами. Председатель аттестационной комиссии, которая проверяла нас в прошлом году, сказал, что он не встречал больше ни одного коллектива в России, который так же хорошо организовал бы учебный процесс (имея в виду образовательные учреждения нашего масштаба).
- А Уральская академия труда и социальных отношений?
- Возможно, он там не был, поэтому ее не назвал. Но у нас с ней замечательные контакты. Мы совместно создаем научную продукцию. Такое в Челябинске мало кому удавалось. Сейчас выходит совместный научный "Вестник". У нас есть планы объединить наши усилия по воспитательной и другой работе. То есть сделать межвузовскую жизнь единой, где будут общие научные мероприятия и общественные дела.
Такое взаимодействие по своему уникально. Ведь мы с одной стороны конкурируем на образовательном поле, а с другой - у нас самое позитивное сотрудничество. А момент конкуренции подталкивает нас к новациям и модернизации.
Некоторые боятся конкуренции, не любят ее. Думают, что если они выпускают механика или психолога, то другие уже не должны этого делать. На самом деле всякая монополия есть гибель для образования. Конкуренция заставляет нас работать над собой, в результате выигрывают все.
- Каким вы видите будущее вашего вуза?
- На мой взгляд, он должен сохраниться как небольшой профильный вуз. Но давать при этом высочайшие знания, быть престижным, творчески работающим вузом. Примерно по этому пути мы и двигаемся.
Светлана Журавлева