19-03-03


Григорий ГЛАДКОВ:

"Никто не знает, что же дети на самом деле не любят"

Автор "Пластилиновой вороны" сотрудничает с группой "Тату"

Сейчас у нас в стране принято жаловаться на проблемы с книгами, телепрограммами, кинофильмами, песнями для детей. Но 49-летний московский детский композитор и бард-исполнитель Григорий Гладков не бурчит по этому поводу с остальными в унисон, а всегда пытался и пытается что-то в этом направлении делать. О чем и рассказал во время проведения в Челябинске II Всероссийского конкурса исполнителей детской эстрадной песни "Новый ветер", на котором он был председателем жюри.

- Григорий Васильевич, когда вы пишете детские или взрослые песни, для вас есть какая-то принципиальная разница?

- Нет. Я вообще не считаю свои песни детскими. Это, скорее, детский метод в творчестве взрослого. Например, художники-абстракционисты, тот же Пабло Пикассо, рисовали, как дети. А есть реалисты или соцреалисты, которые рисуют все, похожее на фотографию. И в музыке то же. И сказки пишут многие взрослые. Если честно, я вообще ни о каких детях, когда сочиняю, не думаю. У меня есть песни-истории, сказки. Например, "Мистер Жук". При чем тут дети? Наверное, ребенок внутри самого меня. А то, что они детям нравятся, - это, наверное, естественно. Потому что там язык детский. Эдуард Николаевич Успенский, писатель наш замечательный, тоже большой ребенок, считает: чтобы писать так, как он, нужно обязательно с детьми общаться. Это как изучение иностранного языка: хочешь хорошо по-английски говорить, общайся с англичанами. И вот у него такой язык необычный, потому что он много выступает, общается с детьми. Я тоже много выступаю, по стране езжу. В моей программе "Топ-шлеп-кантри-поп-клуб-шоу: А может быть, ворона" дети - обязательно участники действия. Я начинаю как артист, а потом они постепенно становятся главными: поют, танцуют. Еще у меня есть программа "Гав-гав-хрю-кукареку-ревю: День открытых зверей". Есть "Веселая детскотека". Там я уже в роли ди-джея.

- А дети сейчас по-другому музыку воспринимают?

- Дети всегда одинаково ее воспринимают: в любое время, в любой стране, в Ираке, в Америке, в Москве. Но взрослые потом разные из них получаются.

- Не считаете ли, что детские песни нужно сейчас сделать более взрослыми, что ли, ведь время-то - другое?

- Нет. Сказка есть сказка. И она всегда нужна. У нас, правда, последнее время не было ни мультипликации, ни кино детского. И телепередачи все уничтожены, кроме "Спокойной ночи, малыши". Я работаю в основном в аудиопромышленности. У меня регулярно выходят альбомы: "День открытых зверей", "Следствие ведут колобки", "Приключения Незнайки и его друзей", "Остров Фунафути". В 2002 году - альбом "В коробке с карандашами и пластилиновая ворона и другие". Здесь старые и новые песни. Потом еще "Пластилиновая ворона: кар-р-раоке", "Дог-шоу: я и моя собака", "Золотые шлягеры для малышей", "Песни из сказок". Очень много.

- И что, их покупают?

- Да, конечно. Правда, есть вот какая проблема. Выпускают-то детские песни сейчас регулярно и много: фирма "Твиг" переиздала все наследие "Мелодии", фирма "Два жирафа" что-то выпускает. Но в магазинах их нет. Недавно на семинаре детских звукозаписывающих компаний, на котором я был, мы как раз искали причину того, что эта музыка не доходит до потребителя. Оказывается, мы сейчас - заложники дилеров, которые закупают в Москве музыку, но везут в регионы только шансон и попсу. А до детской у них руки не доходят. На семинаре мы нашли выход: нужно обратиться к властям, чтобы они ввели квоты не только на нефть и газ, но и, как, например, во Франции, на искусство. Чтобы в каждом киоске продавались и классика, и детская музыка, и фольклор. Вроде бы на ТВ есть у нас сейчас нечто подобное: Путин говорил, чтобы 15-20 процентов телепрограмм были бы детскими. Но ведь за детские у нас выдают то же "Поле чудес":

- А, может, детские песни нужно более активно продвигать в Интернет? Ведь это сейчас один из главных каналов получения информации у детей.

- У меня все песни есть в Интернете. На сайте фирмы "Твиг" есть моя страница. И на сайте bard.ru есть все мои альбомы в MP-3.

- Имеется в планах, например, сделать какую-нибудь вашу песню саундтреком к мульту про Масяню - новую героиню сегодняшних детей?

- Может быть. Кстати, моя "Пластилиновая ворона" постоянно выходит в разных аранжировках. Сейчас вышла современная: в стиле техно. Можно ее на дискотеке включить. А еще недавно группа "Тату" заключила со мной контракт: хотят на основе моей финальной мелодии из мультфильма "Падал прошлогодний снег" сделать красивую лирическую песню.

А вообще сейчас у меня такой спортивный месяц. Я написал две песни о спорте. Одна из них уже в утренней программе канала 7ТВ. Вторую написал для чемпионата мира по хоккею с мячом, что будет в Архангельске.

- То есть взрослые такие песни?

- Не знаю, взрослые или не взрослые, но точно в моем стиле под называнием "пластилиновая ворона": веселые такие, мажорные. А вообще песни о спорте я и раньше писал. Например, "Большой хоккей" о болельщиках. И я подумал, что у нас о спорте нет хороших песен. Есть о любви, о войне. А драматургия спорта - ведь очень богатый материал для искусства. Но он так и не перешел в формат песни.

- Группа "Чайф" же сочинила "Аргентину-Ямайку":

- Да чушь это все. Я вот помню только два слогана: "Трус не играет в хоккей" и "Закаляйся, как сталь". Может быть, оттого, что про спорт почему-то писали по заказу бездарные люди и за деньги. А есть ведь замечательный цикл у Владимира Высоцкого, у Александры Пахмутовой. Но таких песен, как о войне, типа "Темная ночь" или "Дымилась роща под горою" - нет. Не то чтобы хитовых, а просто затрагивающих душу.

- И вы сейчас работаете в этом направлении?

- Нет-нет. Мне, если честно, все это до лампочки. Меня просто пригласили: я и сделал. Но сделал неформально. Руководству понравилось. Там у меня в песне ягуары, тигры, пантеры, кузнечики. "И только взмахнешь ты руками, проснутся в твоем теле сами зубры, бизоны, козлы, олени, моржи, тюлени". Смешно получилось. Идея: чтобы люди учились спорту у животных.

- Где вы авторов-текстовиков сейчас находите?

- Для моих песен авторов - море. Советское время дало столько стихов детских замечательных: в детские поэты тогда уходили самые талантливые люди, спасаясь от цензуры. Поэтому их стихов на 10 поколений хватит.

- А новые?

- И новые тоже очень хорошие есть. Традиции детской поэзии продолжаются. Правда, чего нельзя сказать о музыке. Здесь она прервалась. Я - последний в этом ряду композиторов, пишущих для детей. Это ужасно. Нет тех, кто, как в советское время Шаинский, полноценно бы работал, писал песни для мультфильмов, кино, передач.

- Этим объясняется отсутствие сейчас хитов типа "Пластилиновая ворона"?

- Конечно. Вообще все такие важные для общества вещи, как детская песня, воспитание детей, должно брать на себя государство. Мне кажется, что национальную идею надо искать как раз в детях. Дайте им образование, любовь к Родине. А через 10 лет они вам любые реформы сделают.

- А не вариант ли: самих детей привлекать к созданию детских же песен?

- Это интересно. У меня идея есть давно, чтобы дети присылали стихи, а я бы писал на них музыку. У меня есть даже песни такие. А потом я подумал обострить это обстоятельство и решил собирать детские песни-протесты. И хотел серию такую сделать из песен, которые бы начинались со слов "не хочу", "не буду", "не люблю". Чтобы знать оппозиционную точку зрения детей. Ведь то, что они любят, за них знают и говорят взрослые. Что же дети на самом деле не любят - никто об этом не говорит и не знает.

- Я слышала, что творчество Сергея Никитина вам особенно нравится:

- Да, потому что он - наиболее точно и тонко чувствует эту детскую материю. Чуковский сказал, что "творчество для детей - самая тончайшая материя". Сергей Никитин - человек с необыкновенным вкусом, очень образованный и талантливый. Я считаю, что в каждой семье должны быть его записи. Это лучшее, что у нас сейчас есть в плане вкуса.

А вообще сейчас, я считаю, самая главная сказка - это "Незнайка", к которой я музыку написал. Это ведь сказка о профессиях. Я ребятам всегда со сцены говорю вот что. Есть две вещи, которые вас могут спасти в жизни, - это профессия, а не деньги, которые можно потерять, плюс нужно быть в этой профессии лучшим. Все. Ты спасен навсегда. Я всегда на гитаре играл лучше, чем все сверстники вокруг. И если видел, что кто-то - еще лучше, тут же догонял и перегонял его.

Инга МЕЛЬНИКОВА