19-03-03


"Это любовь"

"Джаз-отель" ностальгирует по вкусу

Вчера на сцене академического театра оперы и балета прошел концерт челябинской вокальной студии "Джаз-отель". Один из самых любопытных эстрадных коллективов города таким образом начал отмечать свое шестилетие.

Сегодня вокальная студия "Джаз-отель" при Челябинском педагогическом университете- это три коллектива. Собственно группа "Джаз-отель", поющая джаз, вокальный ансамбль "Вита", ориентированный на исполнение так называемой "авторской песни", и ансамбль духовной музыки, у которого пока нет своего названия. Всем этим хозяйством руководит Светлана Андриянова. Семь лет назад она, выпускница Челябинского института культуры, дипломированный дирижер-хоровик, пришла в педуниверситет, чтобы преподавать на факультете общественных профессий.

Как ни удивительно, но среди будущих учителей нашлось немало желающих заняться эстрадной песней. Светлана вспоминает, что большинство из записавшихся к ней на факультатив видели себя солистами. После первого прослушивания группа из 60 претендентов сократилась вдвое, зато с этими ребятами Андриянова стала заниматься всерьез. У нее кроме хорошего образования был еще и огромный опыт настоящих концертов. Она начала петь лет с пяти, причем не дома на табуретке перед гостями, а ездила с отцом-музыкантом по сельским клубам и выступала перед сотнями слушателей.

Идея ансамбля пришла сама собой, после того как Светлана поняла, что каждому в отдельности она не сможет уделить достаточно внимания. Уровень подготовки у ребят был разным. У одних за плечами - музыкальная школа, других нужно было начинать учить с "до-ре-ми". Ничего, было бы желание. И это желание у студентов имелось. Вообще Светлана считает, что главной движущей силой ее коллектива является как раз кайф, внутреннее удовлетворение, которое получает каждый из певцов от правильно исполненного произведения и которое так хорошо знакомо ей самой.

Изюминка "Джаз-отеля" состоит в том, что этот, по сути, любительский коллектив, собственным примером отстаивает профессиональное отношение к песне и пению, что, как ни странно, нынче вообще большая редкость. На радио и телевидении практически невозможно услышать хорошую музыку, считает Светлана. Поэтому дать возможность человеку ее слышать в соответствующем ей правильном исполнении - это своего рода идеология "Джаз-отеля".

- Главное, к чему я призываю ребят, - говорит Светлана, - не дать маху на сцене. Существует понятие планки, ниже которой опускаться нельзя, потому что того требует конкретное произведение.

"Планка", о которой говорит руководитель студии, есть культура пения, помимо голосовых данных солистов включающая правильное дыхание, фразировку, умение вживаться в произведение. Именно серьезная профессиональная база делает "Джаз-отель" удивительно мобильным в творческом смысле коллективом. А еще - желанным партнером для известных музыкантов. Многим памятны выступления "Джаз-отеля" с "Уральским диксилендом" Игоря Бурко и городским биг-бендом под управлением Стаса Бережнова.

Еще один показатель профессионализма - дальнейшая судьба некоторых солистов. К примеру, Наталья Конышева теперь бэк-вокалистка в коллективе Николая Баскова и одновременно студентка Московского института современного искусства. А Дмитрий Крыжский, мечтавший когда-то стать учителем начальных классов, учится теперь оперному вокалу в Челябинском институте музыки имени Чайковского.

Сегодняшний образ студии скорее женский. Это солистки "Джаз-отеля" Анна Петрухина, Александра Маломыжаева, Лариса Турлакова. С мужчинами сложнее, но особенно заметны голоса Алексея Владимирова и Леонида Песина, по совместительству - профессора кафедры физики.

Свой вчерашний концерт, названный "Это любовь", "Джаз-отель" построил как демонстрацию собственных возможностей. Здесь были песни на любой вкус, возраст, настроение и культурный кругозор. Вообще, несмотря на название, сегодняшний "Джаз-отель" - это шире, чем джаз.

- Наш репертуар сегодня формируется, исходя из внутренних творческих задач коллектива, - говорит Светлана Андриянова. - Нам интересно исполнить то или иное сочинение, но для этого необходим соответствующий уровень мастерства. А исполнять хочется все, от бардовской и народной песни до Чайковского и спиричуэлс.

Действительно, непросто найти репертуарную доминанту сегодняшнего "Джаз-отеля". Если слегка утрировать, то можно сказать, что это песни "ностальгического плана", будь то "Подмосковные вечера" или "Yesterday". С большим воодушевлением "Джаз-отель" относится к советской эстраде. Здесь и "Арго" А. Басилая, и ария из рок-оперы А.Рыбникова "Юнона и Авось", и "Бялявая, чарнявая" из репертуара "Песняров", которых Светлана Андриянова считает советскими "Битлз". Никакой моды или, упаси бог, политики в этом выборе нет. Если помимо удовольствия, с каким ребята из "Джаз-отеля" всякий раз выходят к зрителю, есть какое-то чувство, то это ностальгия по вкусу.

Айвар ВАЛЕЕВ