19-03-03


Почему охота стала дорогой?

Вице-губернатор Геннадий Подтесов не согласен с председателем правления "Облохотрыболовсоюза" Анатолием Матвеевым

15 января 2003 года в "Челябинском рабочем" была опубликована статья председателя правления "Облохотрыболовсоюза" А. Матвеева "Дорогая охота". Автор статьи высказывал свою точку зрения на различные аспекты, связанные с функционированием охотничьего хозяйства области. Вскоре в редакцию обратился вице-губернатор Г. Подтесов и изложил точку зрения правительства области по вопросам, обозначенным в статье. Сегодня мы предлагаем ее вниманию наших читателей.

В последнее время развернулась целая дискуссия по поводу законности платы за лицензии на все виды охотничьих животных. Предпринимались попытки оспорить законность платы в Верховном суде РФ. Поводом послужил такой прецедент. Решением Октябрьского районного суда Кирова от 4 июля 2001 года был признан недействительным приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 23 ноября 1999 года N 714. В этом документе устанавливается перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено. Я хотел бы обратить внимание, что указанный приказ был издан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира". После выхода в свет постановления Правительства РФ от 4 января 2000 года N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено", приказ Госкомэкологии какого-либо практического значения не имел. Органы исполнительной власти Челябинской области в своей деятельности руководствуются именно этим постановлением правительства, а не приказом Госкомэкологии. И если суд признал этот приказ недействительным, то постановление Правительства РФ от 4 января 2000 года N 1 сохраняет свою юридическую силу.

Верховный Суд Российской Федерации дал однозначное определение по вопросу платности. Платеж за пользование природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обязателен. Иначе говоря, отстреливать некоторые виды дичи, а точнее, "объекты животного мира" без лицензии запрещено. Предельные размеры платы устанавливает опять же государство. На нашей территории это прописано в постановлении губернатора от 07.02.2000 года N 56 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено". Этот нормативный акт издан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 года N 1.

Размеры предельной платы были установлены после проведения точных расчетов воздействия охотников на животный мир нашей области, а также затрат, которые необходимы для восстановления популяции и окружающей природной среды. Такими расчетами занимается специально уполномоченный орган - управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных области. Постановление губернатора, устанавливающее размеры платы, появилось после заключения этого управления. Документ определяет верхнюю планку стоимости лицензий на зверя и птицу на территории области. На средства, полученные от продажи лицензий, органы исполнительной власти области проводят мероприятия по сохранению животного мира, восстановлению среды его обитания. В 2002 году в окрестностях Миасса был проведен комплекс мероприятий по восстановлению численности бобров. Часть средств использовалась для регулирования численности "вредных" животных: волков, ворон. Оплачены расходы по участию в международной выставке охотничьих трофеев. Впервые за счет средств областного бюджета были приобретены девять автомобилей, 11 снегоходов и радиостанции. Эта техника была направлена в 11 районных и городских охотинспекций: Брединский, Верхнеуральский, Еткульский, Кизильский, Красноармейский, Кунашакский, Нязепетровский, Октябрьский, Увельский районы, города Копейск, Миасс и Челябинск, а также в Аргаяшский, Верхнеуральский и Нязепетровский лесхозы. Всего в прошедшем году из областного бюджета по статье "охрана животного и растительного мира" на развитие охотничьего хозяйства области направлено более 3,3 миллиона рублей. Это на 15 процентов больше средств, поступивших в областной бюджет от продажи лицензий. Деньги, которые охотники вносят в областной бюджет, с лихвой возвращаются на их же нужды.

Не остался без внимания правительства области и "Облохотрыболовсоюз". Пятая часть, а это более 700 тысяч рублей, выделена союзу как крупнейшему охотпользователю для покупки двух автомобилей УАЗ, снегохода (для Красноармейского и Октябрьского районных обществ) и проведения биотехнических мероприятий.

Безусловно, охотники - особая группа населения, объединение их в общественные организации - естественный, здоровый социальный процесс. Такие сообщества призваны помогать делать охоту организованным и цивилизованным занятием. Реальность же сегодня такова, что руководство таких общественных организаций не всегда работает на благо многотысячной армии охотников.

Много разговоров идет о высокой стоимости лицензий, в том числе на зайца, утку, гуся и другую мелкую дичь. Постановление губернатора от 15 августа 2002 года N 53 "О летне-осеннем сезоне охоты на пернатую дичь в 2002 году" устанавливает нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. Эти нормы распространяются на все охотничьи угодья, независимо от того, в чьем ведении они находятся. Охота на пернатую дичь осуществляется по именным разовым лицензиям. Стоимость лицензии 100 рублей. С 31 августа по 30 сентября охотник в соответствии с указанным постановлением губернатора может добывать по 10 голов этой птицы в день.

Союзом установлены другие нормы. За один день охотник может добыть пять уток или гусей с 31 августа по 10 сентября, а по 10 птиц только с 11 по 30 сентября. При этом члену общества необходимо приобрести еще и путевку. Разовая путевка стоит 30 рублей, а сезонная - 150, а для не состоящих в союзе - 200 рублей.

Другой пример. Стоимость путевки на барсука - не менее 500 рублей, на взрослого самца косули - не менее 2000 рублей. Заметим, что везде присутствует слово "не менее". И потому руководство союза оставляет за собой право увеличивать стоимость путевок практически неограниченно. Расценки, в сравнении с государственными (постановлением губернатора устанавливаются предельные, то есть верхние) здесь превышены порой в десять раз. Такие суммы, на мой взгляд, по сути своей являются грабительскими. Из 500 рублей (стоимость путевки на барсука) в областной бюджет поступает лишь 50, а на счет организации 450, из суммы 2000 рублей (путевка на косулю) лишь 200 идет в бюджет, а 1800 рублей - организации.

Говорить об эффективном использовании средств, которые вносятся охотниками в бюджет союза, не приходится. Проверка контрольно-счетной палатой области выявила реальную картину. Затраты этой общественной организации в 2001 году на воспроизводственные и биотехнические мероприятия составили лишь 4,7 процента от всех полученных союзом средств. Более половины денег идет на выплату заработной платы, но при этом у егерей она составляет всего 500 рублей. Особую тревогу вызывает тот факт, что в 2001 году остаток неизрасходованных средств составил 2,6 миллиона рублей, а за девять месяцев в 2002 году - более 2,7 миллиона рублей. Эти миллионы показывают, что у "Облохотрыболовсоюза" есть возможность значительно увеличить финансирование биотехнических мероприятий, а также в значительной степени снизить финансовые затраты охотников - членов общественных организаций. Эта возможность не используется.

Сама идея путевки предполагает предоставление организацией определенных услуг своим клиентам. В данном случае охотопользователем - охотнику. Речь может идти о выделении плавательных средств, сопровождении егерем к месту охоты, о проживании и многом другом. На самом деле охотник зачастую платит лишь за право охоты на территории конкретного хозяйства. Когда какие-либо услуги действительно предоставляются, стоимость путевки возрастает в три раза! Например, чтобы просто поохотиться на барсука, руководство союза берет с охотника 500 рублей за добычу одного животного, а если предоставляется обслуживание, стоимость путевки поднимается минимум до 1500 рублей. Хотя и в этом случае нет четкого прейскуранта оказываемых услуг.

Естественно, что мириться с таким положением дел органы государственной власти не имеют права. Одним из первых шагов в этом направлении стало целевое вложение областных бюджетных средств в конкретные территории. И эту линию мы будем продолжать. В бюджете области на 2003 год на охрану животного и растительного мира предусмотрено три миллиона 400 тысяч рублей. Эти средства будут направлены на выполнение первоочередных мероприятий по охране животного и растительного мира на территории области. Планируется также ведение государственного мониторинга охотничьих животных и среды их обитания. Разрабатываются концепция и программа по развитию охотничьего хозяйства, охране диких животных и птиц на территории Южного Урала. Для этой работы мы привлекли Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства (ВНИИОЗ). Значительную часть областных средств направим на охрану и контроль за использованием объектов животного и растительного мира. В этом важном и нужном деле рассчитываем на помощь национального парка "Зюраткуль", Ашинской, Брединской, Нагайбакской и Чесменской общественных организаций охотников, Челябинского гарнизонного совета военно-охотничьего общества, общества "Динамо". Продолжим также работу по воспроизводству и регулированию численности животного мира. Из бюджета области, как и в прошедшем году, будут выделены средства на отстрел волков и премирование охотников-волчатников.

Своих планов правительство области не скрывает и открыто для диалога. Мы готовы обсудить любые предложения от охотничьих коллективов, отдельных охотников и организаций, которые заинтересованы в развитии современного охотничьего хозяйства.

Геннадий ПОДТЕСОВ,

заместитель губернатора области