19-04-2000
Кто вам сказал, что "Мумий Тролль" - это молодежная музыка и крик поколения "Некст"? Илья Лагутенко - старый и хитрый кроила, он как минимум десять лет отскребал с себя коросту провинциализма, параллельно прислуживая английским империалистам в качестве переводчика. Когда беззаветный школьный товарищ Ленька Бурлаков дал денег на раскрутку, Илья наконец-то оторвался в полный рост. Он, как безусловно умный и ироничный человек, аккуратно издевается над эстетическими и идеологическими ценностями предыдущего поколения русского рока. Все его песни - это фига в кармане, предназначенная социально озабоченным "старшим братьям" - Шевчуку, Кинчеву, Шахрину и Макаревичу. Что характерно, эти люди даже и говорить о "Мумий Тролле" стесняются, вроде как стыдятся родства. А родство есть - в одни пеленки какали, в одно время играть песенки начинали. Только последовательный Лагутенко с его декадентством в конце 80-х был вообще не пришей к седлу рукав, а сегодня пришло, наконец, его время.
В творческом аспекте "Мумий Тролль" группа не оригинальная, если смотреть на нее с колокольни космополитизма. Но в плане эволюции русской поп-музыки И. Лагутенко - эпохальная фигура. С его легкой руки забит первый большой гвоздь в домовину, где после многолетней агонии успокоились, наконец, наши душелюбы-перестройщики с электрогитарами. Пришло время танцев, гомосексуального карнавала и безбашенных песенных текстов ни о чем и обо всем.
Нельзя сказать, что у Лагутенко-композитора выдающиеся сочинительские способности, но бесспорное чувство стиля и безусловное наличие ритма, драйва, сексуальности. Голос маленький, но умелый - поет совершенно по-китайски, где одна и та же мелодия, спетая с разными интонациями, приобретает совершенно иные качества. Земфира Рамазанова, крестница "Мумий Тролля" (при всех ее достоинствах), более традиционна, предсказуема и уже вывихнула шею, оглядываясь на кумиров предыдущего поколения. Сегодня она сдирает с Агузаровой, завтра запоет, как Пугачева: благо, подходящий голосище имеется. Фирменное мяуканье Ильи - новый рокерский метод, который давно освоен нашей попсой. Наши лучшие (ладно, не лучшие - оригинальные) поп-певицы как одна - безголосые. К. Шульженко, М. Кристалинская, К. Орбакайте и еще эта, Ветлицкая.
Суперпевцы В. Леонтьев, Ф. Киркоров, Н. Носков и И. Николаев поют песни с ужасающими текстами. Говорят, они не отдают себе отчета в том, о чем поют. А о чем поет "Мумий Тролль"? Его тексты, если по правде, еще более бессмысленны, чем у вышеуказанных поп-болванов. Но они вписываются в контекст, они стилистически выдержанны, а значит, они правильные. Претензий нет. Есть реальная перспектива - бесталанные эпигоны новой российской рок-эстетики кретинизируют лагутенковский почин и превратят его в полную похабщину.
Юрий МАРКОВ