19-04-2000
В одой из фундаментальных своих статей французский историк искусства Шанталь Обри как-то заметил, что современный танец появился как другая культура, другой язык, как новая форма сознания. Именно этим, по всей вероятности, объясняются его непохожесть на все традиционные виды хореографии и такое стойкое неприятие среднестатистическим зрителем. Он отражает нарождение новой культурной парадигмы, а значит, является предвестником новой эпохи. Два вида искусства - живопись и хореография - оказались в этом плане гораздо подвижнее остальных и потому их опередили.
В Европе этот вид искусства существует с конца прошлого века и в некоторых странах, к примеру в Германии, бесспорно, является одним из самых популярных. В Россию он был занесен лишь во второй половине ХХ века в качестве вражеской инфекции, долго и упорно искал свое место в художественном пространстве и впервые в этом году был официально обозначен в качестве отдельной номинации на самом престижном театральном фестивале "Золотая Маска".
Так получилось, что распространение этой художественной "заразы" началось из провинции. Впервые он появился в очень далеких от столицы городах: Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Новосибирске. Челябинск не был в рядах первых пионеров, однако освоил его все-таки раньше столицы. Первопроходцами в этом искусстве двадцать лет назад были два любительских коллектива - это ансамбль "Ракурс" и его балетмейстер, ныне профессор кафедры хореографии ЧГАКиИ Людмила Ивлева, и ансамбль "Движение" под руководством Владимира Поны. Пона сумел превратить свой коллектив в муниципальный театр, который существует уже восемь лет. В его репертуаре одноактные спектакли и небольшие миниатюры в постановке Владимира и Ольги Пона, а также две постановки иностранных авторов - немецкого балетмейстера Бе Ван Варк и американки Бронвен Марк Артур. Последними достижениями этого года можно считать успешное выступление на Первом международном фестивале современной хореографии в Москве в октябре прошлого года и участие в фестивале "Золотая Маска" в марте этого года. Но если В. Пона сумел институализировать свое искусство, то Л. Ивлева так и осталась в андеграунде и впоследствии, можно сказать, растворилась в своих учениках, среди которых Марина Куклина, ициниатор и организатор Челябинского фестиваля современной хореографии, и Мария Козева, ныне солистка театра "Провинциальные танцы". Вместе с этим коллективом Мария побывала на многих международных фестивалях, участвовала в общеевропейском проекте "Русская душа в движении" и других художественных акциях. Маргарита Вольфович закончила высшую школу современной хореографии в национальном французском центре в Анже и сейчас вместе с Марией Козевой и еще одной ученицей Л. Ивлевой Ольгой Севостьяновой танцует в "Провинциальных танцах". Таким образом, представленный в этом году на "Золотую Маску" и получивший этот приз спектакль "Свадебка" ровно наполовину состоял из челябинских исполнителей. А Мария Козева в этом спектакле просто исполнительский стержень. Вслед за "Золотой Маской" "Свадебка" стала призером популярного и очень престижного международного фестиваля "Хореографические встречи в Сен-Сан-Дени", который регулярно уже в течение многих лет проходит во Франции. Так что в скором времени им предстоит путешествие во Францию и другие страны, так как часть приза этого конкурса - международный прокат победившего произведения. Еще одна ученица Л. Ивлевой Марина Светлова, став греческой подданной, организовала там свою хореографическую школу. И вот уже в течение двух лет осуществляет со своим педагогом общие проекты. В прошлом году совместный спектакль ансамбля "Ракурс" и греческой школы в постановке Л. Ивлевой был показан в Греции, а в этом году планируется показ уже второго совместного произведения в Челябинске.
Нельзя сказать, что сейчас этот трудный путь уже окончен. Полного понимания и приятия этого вида искусства в Челябинске, бесспорно, еще нет. И в этом плане мы серьезно отстаем от екатеринбуржцев. Между тем определенное художественное пространство уже сложилось. И с этой точки зрения Челябинск можно считать более благополучным городом, чем многие другие. Во-первых, у нас есть свой муниципальный театр современного танца, во-вторых, Челябинск имеет свой собственный фестиваль, который уже трижды собирал в нашем городе лучшие российские коллективы, в-третьих, у нас сложилась пусть небольшая, но все же собственная публика, понимающая и принимающая это искусство. На последнем фестивале в мае прошлого года руководители ансамбля "Русские сезоны" из Москвы были крайне удивлены тем, как приняла челябинская публика их "Весну священную" в постановке японского балетмейстера Мина Танаки. Публика хоть и немногочисленная, но на удивление активная.
:Мне вспоминается, как одна из учениц греческой школы Данай Колла после посещения Челябинска решила учиться в нашей академии культуры у Л. Ивлевой. После выступления на творческом вечере этого балетмейстера она заявила своей матери: "А ты советовала учиться в каком-то Лондоне!.."
Татьяна ВОЛЬФОВИЧ