19-05-04
Можно ли по-прежнему строить жилые дома из железобетонных плит, ведь эта технология предназначена для возведения производственных и хозяйственных строений?
В.П. Менякин
В своих мемуарах первый нарком строительства С. Гинзбург упоминает о суде над сборным железобетоном, который состоялся в Москве в 1933 году. Он так и назывался - "Всесоюзно-технический суд над сборным железобетоном".
"Было оглашено "обвинительное заключение", - писал Гинзбург, - "допрошены" 20 свидетелей - это были крупные ученые и инженеры-проектировщики, производственники, заслушаны три авторитетнейших эксперта. После этого последовали речи двух "обвинителей" и трех "защитников". После оглашения "обвинительного заключения" стало ясно, что сама идея сборного железобетона ни у кого принципиальных возражений не вызывает... Однако от торжества идеи до ее эффективного воплощения было еще далеко. Нужны были годы и годы".
Золотой век для сборного железобетона наступил после войны. В августе 1954 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства". Передовой организацией, которая стала внедрять сборные конструкции в областном центре, долгое время являлся трест (впоследствии объединение) "Челябметаллургстрой" (ЧМС). Действительно, вначале сборные конструкции, которые позволяли увеличить темпы работ и сделать их менее затратными, использовались в промышленном строительстве. В Челябинске впервые сделали сборной железнодорожную эстакаду для склада угля ТЭЦ на Челябинском металлургическом заводе (сейчас - "Мечеле"). Впервые в Союзе на этом же предприятии сборной делали бункерную эстакаду домны N 4, которую благодаря новаторам возвели в рекордные сроки. Обобщив опыт, управляющий трестом Сергей Петров выступил тогда с докладом на сессии Академии строительства и архитектуры СССР. А газета "Челябинский рабочий" в стихах поздравила руководителя и его коллектив накануне 1956 года: "Петров, закончив труд огромный, идет на елку с новой домной. Такой гостинец в Новый год, конечно, радует народ".
Почти одновременно строители стали использовать сборные изделия и в гражданском, жилищном строительстве, что также делало процесс сооружения зданий менее затратным. Начиналось все со сборных фундаментов. Но уже осенью 1955 года работники треста ЧМС возвели первый в Челябинске крупноблочный дом (N 9 по улице Жукова), для которого блоки делали на основе гранулированного шлака (используя шлаки доменного производства ЧМЗ). На этой площадке побывал строительный министр Д. Райзер. Чуть позже с экскурсией на "крупноблочные" стройки треста привезли депутатов Национального собрания Чехословакии.
Дальнейшая эволюция была связана с применением новых материалов. Из доменных шлаков был получен так называемый пемзобетон. Свойства бетонов на шлаковой пемзе по расчетам позволяли уменьшить толщину стен с 60 сантиметров до 40. В результате появилась возможность делать наружные блоки на всю высоту этажа. Так получились панели.
В 1958 году был предъявлен приемочной комиссии первый в областном центре панельный дом (N 27 по улице 1-го Спутника). Впоследствии сооружение таких зданий шло непрерывным потоком, их сдавали целыми массивами - с упрощенной, не очень комфортной планировкой и не слишком привлекательным внешним видом. Тем не менее в начале 60-х они позволили решить жилищную проблему для тысяч, а в масштабах страны для миллионов людей, ибо стоимость строительства и скорость их монтажа были поистине беспрецедентными.
В последующем менялись типы панельных домов, да и сами ограждающие конструкции. В 1966 году были поставлены на поток дома ТКБУ (типовой, крупноблочный, улучшенный). В 1968 году государственный комитет по гражданскому строительству при Госстрое СССР разрешил возводить в Челябинске девятиэтажные сборные здания. Это были дома серии ЧПД (челябинский панельный дом), разработанной институтом "Челябинскгражданпроект". В 1970 году новоселы вселились в первые сооружения этого типа (N 97б по улице Каслинской и N 13 по улице Калинина). Еще позже домами ЧПД застроили начало северо-западного жилого массива - они расположены "лицом" к Комсомольскому проспекту, их фасады выполняли еще и декоративную функцию.
70-е и 80-е годы прошлого века ознаменовались распространением в Челябинске домов 121-й и 97-й серий, самых массовых и на сегодняшний день (поставщики - заводы ЖБИ-1 и КПДиСК). Панельными стали делать даже 16-этажные высотки. А завод КПД-300, который так и не был достроен (в его стенах обосновался центр пищевой индустрии "Ариант") вообще предназначался для производства панелей, применяемых в домах, которые должны были насчитывать 16-18 этажей.
С появлением рынка недвижимости чаще, чем раньше, строятся здания из так называемых мелкоштучных стеновых материалов - кирпича и шлакоблоков. Они незаменимы с точки зрения своих пластических свойств. То есть с их использованием действительно можно делать дома внешне индивидуальными, непохожими друг на друга, что присуще более дорогому, элитному жилью. Но и панель по-прежнему в ходу. Более того, многие специалисты уверены, что забвение ей в ближайшее время отнюдь не грозит.
- С точки зрения своих теплоизоляционных свойств панель не является пережитком прошлого, - считает главный инженер института "Челябинскгражданпроект" Александр Бушуев. - Стены из кирпича лучше "дышат", бетон все-таки высокоплотный материал. Но панельное жилье, которое проектируется у нас, как известно, не слишком велико по своей площади, поэтому существующей вентиляции и окон достаточно для воздухообмена между улицей и внутренними помещениями.
С эстетической точки зрения здания из панелей труднее адаптировать к высоким архитектурным канонам. Но, к примеру, в Москве панельные дома делали 22-этажными и с треугольными эркерами. То есть определенные нереализованные возможности у панелей все-таки есть. Другое дело, что их реализация связана с удорожанием строительства, а значит, и экономическим наступлением на суть панельного домостроения. Поэтому все дело в балансе интересов. Нужно смотреть, что предпочтительнее в каждом конкретном случае: делать здание дешевле и проще или сложнее, но дороже.
Сегодня, с появлением новых материалов и технологий, панели переделаны не только под уральский климат, они выпускаются и в северном варианте. А по темпам строительства по-прежнему вне конкуренции (секция многоэтажного панельного дома возводится за 8-9 месяцев). Думаю, как социальному жилью, предназначенному для определенных категорий населения, привыкших, как говорится, считать копейку, альтернативы панельным домам пока не создано.
Евгений КИТАЕВ