19-07-03
Ирина КРЕХОВА
Челябинск
Как уже сообщал "Челябинский рабочий", администрация Челябинска отказалась от закупки уфимских троллейбусов БТЗ. Челябгортранс предпочел более дорогие машины ЗиУ завода "Тролза" из города Энгельса Саратовской области. В ответ дилеры башкирского предприятия обвинили челябинцев в нарушении условий конкурса и заявили о намерении обратиться в арбитражный суд. Конфликт выплеснулся в СМИ, взбудоражив умы южноуральцев: не пахнет ли тут коррупцией, нарушением интересов налогоплательщиков? Мы решили разобраться, какие троллейбусы все-таки лучше для нашего города, предоставив слово обеим сторонам.
Яков Гуревич, представитель Уфимского троллейбусного завода в Челябинске:
- Мы продолжаем настаивать на своей правоте и подготовили исковое заявление в арбитраж. О какой объективности может идти речь, если нам заранее сказали, что башкирских троллейбусов в Челябинске не будет. Хотя наши машины БТЗ соответствуют всем конкурсным требованиям и дешевле на 340 тысяч рублей каждая, чем у "Тролзы". В советские времена этот завод был единственным в стране, что делал троллейбусы. В Уфе производство машин началось с 1997 года. Они эксплуатируются в 32 городах страны, включая Москву. Один из аргументов челябинских транспортников: мол, рама у БТЗ хуже. Тем, что служит на 14 лет дольше? Уверен, закон победит, у нас большая арбитражная практика. Но отношения между регионами из-за этой троллейбусной истории нарушены.
Борис Шуплецов, директор Челябгортранса:
- Уфимские представители проводят политику, переходящую грани приличия. Тендеры мы проводим уже два года, ничего подобного до сих пор не случалось. В этом году экспертная комиссия работала максимально открыто. Слово Челябгортранса там отнюдь не было решающим. Но доводы наших специалистов подтвердили независимые эксперты из ЮурГУ, Агроуниверситета. Ученые и практики сошлись в одном: ЗиУ для города - самый оптимальный вариант.
Если бы мы ориентировались только на стоимость машин, то покупали бы вологодские троллейбусы. Но выбирается не карандаш, а сложная техника, период эксплуатации которой - не менее 10 лет. Вологодский троллейбус выпускается опытными партиями. Где бы мы стали искать запчасти через два-три года? Критериями при выборе поставщиков были соотношение цены и качества, совместимость с ремонтной базой, стоимость техобслуживания, энергоемкость, безопасность пассажиров и многие другие условия.
Уфимские машины есть в Челябинске. Их 8 из 413. В Уфе всего 219 троллейбусов, вот и надо им завоевывать другие города. Мы на протяжении нескольких месяцев сравнивали в эксплуатации БТЗ и ЗиУ. За год первые (по показателям энергетики, пневматики, гидравлики) сделали 36 сходов с линии, ЗиУ - 17. По контроллерам, обеспечивающим управление маневренностью, счет 3:0 в пользу ЗиУ.
Электрооборудование для "Тролзы" изготавливается московским заводом "Динамо". Ему более ста лет, в свое время он делал электродвигатели для подводных лодок. "Тролза" - единственный в России троллейбусный завод, имеющий международный сертификат качества на всю систему производства. Это означает работу с клиентом от поставки до полного технического сопровождения. Машины ЗиУ бегают по всему СНГ. Есть в Америке, Европе, в частности, в Венгрии, где свои очень неплохие "Икарусы". Уфимский завод вырос из ремонтного предприятия, чем также объясняется агрессивность его дилеров - трудно выйти на рынок, где места уже заняты. Подчеркну: с заводом нас сталкивают лбами именно дилеры, до сих пор мы нормально сотрудничали.
Что касается капремонта. Два года назад мы начали заниматься этим сами на базе Миасского ремзавода. Там отремонтировано порядка сорока машин. Из кузова остается только каркас крыши, все остальное меняется. В Уфе это стоит 650 тысяч рублей, в Миассе - в полтора раза дешевле. Технология там отстроена под ЗиУ. Если бы мы собрались менять парк на БТЗ, то одно из двух: или полностью перестраивать ремонтную базу, или возить машины в Уфу.
Александр Жуваго, начальник первого троллейбусного депо:
- К ним отправлять надо по железной дороге, ждать два месяца, когда сделают, потом доделывать здесь. Зачем такие расходы и хлопоты?
Борис Шуплецов:
- Если бы уфимцы стремились выйти на челябинский рынок, то они бы создали здесь ремонтную базу, но об этом речи нет. И еще информация к размышлению: мы в Миассе ремонтируем башкирские автобусы. Почему-то "своим" их не отдают, везут к нам.
Вернемся к техническим параметрам машин. БТЗ на 300 кг тяжелее ЗиУ. Выше нагрузка на ось, расход электроэнергии, давление на дорожное покрытие. Как бы ни превозносили уфимцы свою раму, но каждый специалист скажет: рамная конструкция - это грузовик, а кузовная - "Жигули". Рама неудобна и для пассажиров. К тому же вместимость "Тролзы" на несколько человек больше:
Прерву монолог Б. Шуплецова. Больше часа он вместе с главным инженером Челябгортранса А. Шутовым и А. Жуваго подробно рассказывал мне о технических и экономических преимуществах выигравших конкурс машин ЗиУ перед башкирскими. Признаюсь, почти убедили. Но некоторые сомнения все-таки оставались: не мудрят ли господа начальники? Чтобы развеять подозрения, спросила первых встречных водителей: какой троллейбус лучше - ЗиУ или БТЗ?
- Мне свой нравится - ЗиУ, - лаконично ответила Надежда Белканова, водитель с 28-летним стажем.
Сергей Воробьев (16 лет стажа) был более красноречив:
- ЗиУ привычнее. С ними и нам лучше, и слесарям выгоднее. У башкирского другая система - нельзя ехать на маневровом положении, неудобно. Если на эти троллейбусы переходить, придется новую ремонтную бригаду сколачивать, а нам лучше работать, чем стоять.
И лишь невольно слушавшая блиц-опрос пожилая вахтерша у проходной первого депо, также в прошлом водитель, с чувством произнесла: "Башкирские троллейбусы красивые - как танки!" Но добавила: "Правда, я на них не работала".
Борис Шуплецов уверенно заявил:
- Мы чувствуем свою полную правоту в техническом и управленческом решении по закупке "Тролзы". Готовы отстаивать это в любой инстанции. Экспериментов за счет пассажиров и городского бюджета позволить себе не можем. Не надо вмешивать политику в хозяйственный спор. С Башкирией дружба дружбой, но ЗиУ - лучше.
Мухаматулла Хафизов, постоянный представитель президента Башкирии в Челябинской области:
- Охлаждения отношений между нашими регионами из-за "троллейбусной истории" не будет. Из-за одного предприятия отношения меняться не должны. Но документы будут переданы в арбитраж - производитель вправе бороться за свои интересы.
Независимо от того, как будет продвигаться арбитражный иск уфимцев, первые новые троллейбусы ЗиУ должны поступить в Челябинск в конце июля. n