19-07-97


Были шахтеры, стали безработные

Социальная напряженность в Еманжелинске не спадет сама по себе

Завершается демонтаж шахты "Батуринская". Первые сотни оставшихся не у дел шахтеров озаботились поисками работы. Члены инициативной группы, созданной в связи с массовым увольнением, поехали по разным кабинетам, чтобы попытаться получить помощь в трудоустройстве. Что из этого вышло?

По мнению руководства "Челябинскугля", одной из главных причин закрытия шахты стали не только колоссальные убытки, которые она принесла в прошлом году всему акционерному обществу, но и шумные акции протеста. О чем генеральный директор А. Дружинин напомнил визитерам, сказав, что вопросы трудоустройства не в его компетенции.

Надеялись мужики на "Челябметрострой", где могли бы пригодиться проходчики. Но и там их ждало разочарование. Начальник тоннельного отряда С. Кулаков заявил, что больше десяти человек не возьмет, а забастовщиков не возьмет ни одного (все они пофамильно в "Метрострое" известны). Между тем бывший проходчик и забастовщик Владимир Турбин уже два месяца стоит на учете в Еманжелинском управлении ФСЗН. Подходящих вакансий для него в городе нет, как и для его коллег.

Чуть воспряли ходоки после поездки на копейскую шахту "Центральная", директор которой Н. Подлеснов сказал, что мог бы предоставить рабочие места "в порядке 300 человек". Казалось бы, вот решение проблемы. Если забыть о том, кто и как будет возить еманжелинцев на работу в Копейск.

Раньше между тремя шахтерскими городами курсировал так называемый трудовой поезд, но сейчас пути находятся в аварийном состоянии, движение поезда прекращено. Хотя, наверное, при желании можно было бы возобновить этот маршрут. Но вряд ли "Челябинскуголь" пойдет на такую благотворительность по отношению к "злостным забастовщикам". Поэтому попытка инициативной группы на "Батуринской" организовать запись желающих перейти на "Центральную" закончилась неудачей.

- Люди не верят, что будет транспорт, что кто-то пойдет им навстречу, - говорит член инициативной группы Сергей Зубов.

У них есть основания не верить. Все дававшиеся ранее обещания о выделении Еманжелинску средств для создания новых рабочих мест пока остаются на бумаге. Все, чем обнадеживают шахтеров, вроде проекта медеплавильного завода на базе Томинского месторождения, где-то в призрачном будущем. А в настоящем только 68 уволенных смогли получить выходное пособие, компенсацию за отпуск и выслугу лет. Когда все ушедшие с шахты смогут получить положенные выплаты - неизвестно.

Кажется, в материальном отношении повезло ветеранам - у них хоть пенсия есть. Но больше тридцати лет отдавший шахтерскому труду Михаил Кириллович Селютин также не хочет мириться с печальным итогом своей работы.

- У меня бы хватило пороху еще потрудиться. Но раз уж так получилось, не хочется надеяться только на пенсию, которую до неданего времени задерживали. Мог бы создать с женой и дочкой, которые тоже безработные, свое фермерское хозяйство. Да кто ж ссуду даст?

Вопрос риторический. Откуда ссуда, если "Челябинскуголь" - крупнейший должник в Еманжелинский фонд занятости, свыше одного миллиарда рублей. А выплата пособий по безработице задерживается там до семи месяцев. На одну вакансию претендуют свыше 70 человек. При полном закрытии "Батуринской" и связанных с ней производств положение еще более усугубится. Просвета не видно.

В недавнем постановлении областного правительства, посвященном программе реструктуризации угольной отрасли, есть пункт о ходатайстве насчет выделения из федерального бюджета 49 миллиардов рублей на ликвидацию "Батуринской" в третьем квартале "в целях снятия социальной напряженности и создания новых рабочих мест на других производствах". Что эти деньги придут завтра - никаких гарантий. Рабочих мест нет сегодня. Безработных полно. Социальная напряженность в Еманжелинске не спадет, как летняя жара, без человеческого участия.

Ирина КРЕХОВА.

(Наш корр.).

г. Еманжелинск.