19-08-04


Сам себе арендатор

Глава Карабаша Валерий Улановский сдает в аренду администрации города собственную иномарку

Практика аренды частных автомобилей для служебных нужд существует в Карабаше с 2002 года. Валерий Улановский попал в число арендодателей сравнительно недавно: договор на аренду администрацией его автомобиля "Хондэ соната" был заключен 1 июня 2004 года. Мэрский автомобиль арендован всего на четыре месяца - до 1 октября, что опять-таки не слишком типично: обычно договоры подписываются на срок от года до полутора лет. Впрочем, ничто не мешает Улановскому заключить новый договор.

Но вот в чем Валерий Михайлович точно выиграл, так это в арендных платежах: ежемесячно из городского бюджета главе должны перечислять по 18 тысяч рублей. И в этом мэр - безусловный лидер. Некто Сергей Киприянов, к примеру, получал за аренду своего "Ауди-100" всего 10 тысяч рублей. Третьим в этом списке идет Бабик Варданян - за эксплуатацию его ВАЗ-2106 администрация в течение полутора лет выплачивает по 8250 рублей.

Депутаты городского Собрания, первыми поднявшие тему аренды частных авто, затребовали копии договоров. На что Улановский ответил им письменно: мол, с документами можно ознакомиться в бухгалтерии администрации. Наша газета располагает ксерокопиями договоров аренды.

Интересный факт: со стороны арендатора, то есть администрации, везде выступает сам Валерий Улановский. Во всех договорах, кроме одного, в котором речь идет об аренде его собственной иномарки. Подписывать договор с самим собой Валерию Михайловичу было не с руки, и от лица администрации расписался первый заместитель главы Владимир Ягодинец. Машина последнего, кстати, замечена за работой в городской больнице, где, по слухам, ее тоже арендуют. В бухгалтерии горбольницы что-либо сказать по этому поводу нам отказались, сославшись на то, что главврач в Челябинске. Уж не на арендованной ли машине он туда поехал?

Во всех договорах значится, что арендная плата установлена по соглашению сторон. Вполне можно допустить, что Валерий Михайлович отстаивал интересы бюджета, но представить себе спор об арендной плате гражданина Улановского с главой Улановским довольно тяжело.

Мы попробовали разобраться, кто устанавливал арендную плату в данном случае. Главный бухгалтер администрации Ольга Бахарева не смогла припомнить, участвовала ли она в дебатах по поводу стоимости аренды. Управляющий делами администрации Юрий Папулов тоже таких споров не помнит, хотя об аренде транспорта как явлении отзывается очень даже хорошо: мол, это для бюджета куда выгоднее, чем покупать новые машины.

С последним, кстати, можно и поспорить. Та же "Хондэ соната" стоит порядка 600 тысяч рублей. Если представить себе, что Карабаш будет арендовать ее у главы в течение трех лет, то город выплатит стоимость авто и не будет иметь на него никаких прав. Так кому это выгодно?

Чем еще примечательны договоры, так это тем, что арендодатель не несет никакого финансового бремени по обслуживанию машин. Поддерживать надлежащее техническое состояние, производить текущие и капитальные ремонты автомобилей, оплачивать топливо и другие расходные материалы - все это должен делать арендатор, т.е. город.

Другими словами, тот же Улановский получает 18 тысяч лишь за амортизацию своей иномарки. И это при том, что ездит на ней сам, и что-то подсказывает - не только по служебным делам. Или, может быть, для передвижения в личных целях глава вызывает такси?

И еще один вопрос, возникший на этот раз у налоговых органов. Доход, полученный от сдачи в аренду, облагается налогом. Так вот, тот же Варданян, получающий арендную плату из бюджета, не внес в свою налоговую декларацию сведений о доходах с аренды. Другими словами, ничего в бюджет не вернул. В договоре тоже ни слова о налогах не сказано.

Насколько правомерны действия чиновников, арендующих собственные автомобили, оценивать не нам - это дело стражей закона.

Сергей ЛИХАЧЕВ Карабаш

Валерий Улановский:

Данная схема не предусматривает извлечения мной прибыли от аренды автомобиля. Когда у нас встал вопрос об отсутствии транспорта, в том числе и машины представительского класса для главы города, мы рассматривали несколько путей выхода из положения. Можно было бы вытащить деньги из бюджета города сразу - но это бы подвесило экономику Карабаша. Взять в банке кредит под администрацию? Так кто ж его даст, всем известно, что местное самоуправление работает в условиях дефицита бюджета. Остановились на том, что физическое лицо берет кредит, оформляет покупку автомобиля и сдает его в аренду администрации с правом выкупа автомобиля. Подставлять кого-либо под это неблагодарное дело я не стал, кредит оформил на себя.

В краткосрочном договоре на аренду иномарки право выкупа не предусмотрено. Дело в том, что проценты за кредит составляют 72 тысячи рублей. Это как раз четыре месяца по 18 тысяч. По-моему, это честная схема. Потом я заключу договор с правом выкупа, и машина останется за администрацией, кто бы ни был главой города на следующий срок.

Мне жаль, что "Челябинский рабочий" взял эту тему - здесь нет никакого злоупотребления, это покажет любая проверка. Если бы нужно было спрятать какие-то махинации - есть тысячи способов сделать это. Жаль, что честность и открытость приводят к таким последствиям.

Что же касается депутатов, то когда они начали обвинять меня в злоупотреблении, я задал только один вопрос: "Скажите, как нужно сделать?" Ответа нет до сих пор.

P. S. Очень хочется верить словам В. Улановского о том, что его автомобиль в итоге окажется на балансе администрации Карабаша. Однако пока это намерение нигде не зафиксировано. Сама же ситуация, когда чиновник на собственные деньги совершает столь дорогие покупки для города, представляется забавной. Это как же должно быть все запутано в нашей жизни, если физическому лицу взять кредит проще, чем целому городу?

Возникают и другие вопросы. К примеру, такой: отвечают ли действия В. Улановского требованиям закона "О статусе главы муниципального образования:", который запрещает главе получать какие-либо вознаграждения от физических и юридических лиц? А главное: почему мы должны полагаться лишь на честное слово чиновника? Неужели в области нет человека, который мог бы твердо сказать, вправе ли глава поступать таким образом или нет. Если таких знатоков закона у нас нет, мы должны быть готовы к рецидивам коррупции.