19-08-04


Стыдная болезнь

95 процентов населения годами страдает от геморроя, стесняясь обратиться к врачу

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

Молодая женщина обрадовалась доктору, как родному:

- Как я вам благодарна, Геннадий Владимирович! Я теперь словно другим человеком стала. Знала бы, что все так легко и просто, неужели бы мучилась 15 лет?

Проблемы у нее начались сразу после рождения сына. Воспаление, боли, кровотечения чуть ли не после каждого похода в туалет. Но разве может красивая 20-летняя женщина жаловаться на геморрой? Она скрывала свои страдания даже от самых близких. Шли годы, болезнь усугублялась тяжелыми физическими нагрузками, стоячей работой. Дошло до того, что бедной женщине приходилось рукой вправлять выпадающие из прямой кишки узлы. Страх, непрекращающиеся боли, наконец, погнали ее в больницу.

- Я была готова к самой тяжелой операции, - рассказывает Татьяна. - Но она не потребовалась. Это просто чудо какое-то.

Другая пациентка была не менее откровенна:

- Сходишь в туалет - хоть караул кричи. Несколько часов не можешь прийти в себя, от ужасных болей просто на стенку лезешь. А здесь мне анальную трещину вмиг залечили инфракрасным коагулятором. Я до сих пор поверить не могу в это счастье.

Заведующий вторым хирургическим отделением дорожной клинической больницы Геннадий Динерман с этими "страшными" историями со счастливым концом сталкивается практически каждый день на протяжении 24 лет своей работы.

- Ложная стыдливость заставляет людей годами и десятилетиями терпеть адские муки. Ведь тем же геморроем, по разным данным, страдает от 65 до 95 процентов трудоспособного населения. Современные методы лечения позволяют избавиться от него даже без операций раз и навсегда. Рецидивов у этой болезни не бывает.

Геннадий Владимирович демонстрирует немецкий аппаратик, напоминающий пистолет. Одним "выстрелом" он надевает латексное кольцо на узел, который некротизируется и через семь дней безболезненно отпадает. Вот и вся "операция".

Дорожная больница первой в Челябинске закупила это импортное оборудование и освоила самые последние методики лечения всего спектра проктологических заболеваний - от трещин до полипов, язвенных колитов, осложнений болезни Крона, кишечных свищей.

- В Московском НИИ колопроктологии, где я получал сертификат, видные ученые читали врачам целые лекции о запоре. А вот пациенты наши, к сожалению, не придают значения "таким пустякам", стесняются идти к специалистам, даже не подозревая, что запор может быть первым проявлением, например, злокачественного заболевания.

400 операций в год делают три хирурга этого отделения. И проктологические среди них, пожалуй, самые легкие. Потому что это отделение - база всех семи больниц Южно-Уральской железной дороги. Всех тяжелых больных с гнойной патологией от Оренбурга, Бузулука до Златоуста переправляют сюда.

- У нас штучные пациенты, каждый требует сугубо индивидуального подхода и активного ведения, - говорят врачи.

Только вчера им удалось спасти женщину с гнойным воспалением брюшины. Неделю маялась она с высокой температурой, болями в пояснице, полагая, что разболелись почки. Оказалось, у нее запущенный аппендицит, но у отростка такое редкое расположение, что истинный диагноз никто и предположить не мог.

А сегодня привезли молодого мужчину, тоже с перитонитом. Он попал в автомобильную катастрофу. Считал - болит живот и болит, как без этого? И не обращался в больницу. Опытные хирурги буквально вытянули парня с того света.

Недавно в журнале "Хирургия" опубликована история еще одной пациентки этого отделения. 59-летняя женщина была прооперирована в Петропавловске по поводу ущемленной грыжи. Но после операции у нее открылись три кишечных свища. Ее пытались спасти казахские врачи, но через три недели развели руками: обречена. В очень тяжелом состоянии ее доставили в Челябинскую дорожную больницу.

- Мы оперировали ее дважды, - рассказывает Геннадий Владимирович. - Вот ее спасение и впрямь чудо, которым мы гордимся.

Такие врачи, как Юрий Иванович Токарев, который был главным хирургом ЮУЖД, кандидат медицинских наук Наталья Михайловна Грекова и сам Динерман вернули эту женщину к жизни. А еще - великолепное оснащение этого отделения. Таких операционных мне еще видеть не приходилось - американское оборудование, суперсовременные столы и наркозные аппараты, бестеневые кварцевые лампы, стерилизация инструментов ультразвуком, проточно-вытяжная антибактериальная система, поддерживающая постоянную температуру. Так же оснащены перевязочная и реанимация. Огромные деньги вложены железной дорогой в оборудование больницы, но результат того стоит: на 30 процентов за последние полтора года снизились послеоперационные осложнения. Ассистенты, интерны с кафедры факультетской хирургии Челябинской медакадемии, базой которой является отделение, учатся здесь самым последним технологиям, новым методикам, причем очень разного профиля. Юрий Токарев - ожоговый хирург, а специализация Натальи Грековой - диабетическая стопа. Но у каждого больного - трагедия, обрушившаяся на него внезапно. Ведь сахарный диабет долгое время никак не проявляется. Молодой активный человек сначала и внимания не обращает на покрасневшую ногу, язвы на пальцах. И вдруг как гром среди ясного неба: "У вас гангрена. Ампутация неизбежна".

- Очень большая психологическая работа необходима нашим больным, - говорят хирурги.

Нельзя без этого: человек или наотрез отказывается оперироваться, или руки на себя готов наложить. И врачи проводят тщательные исследования, включая ультразвуковое обследование сосудов конечностей, делают все, чтобы сохранить ногу, выполняют щадящие операции, спасая больного от ампутации.

Нет в больницах отделений более тяжелых, чем гнойная хирургия. Но в дорожной больнице, в этом большом отделении на 50 коек, совсем иная атмосфера. Светло, просторно, красиво. В каждой палате на пять-шесть коек - холодильник, душ и туалет. Есть и палаты повышенной комфортности с телефоном, телевизором. Недавно в отделении сделан евроремонт.

- У нас и стены лечат, и трехразовое мясное питание, - дружно уверяла меня мужская палата.

А главный врач дорожной больницы Георгий Куватов сказал так:

- Вторая хирургия славится у нас очень доброжелательной атмосферой. Здесь тяжелые больные, и потому персонал мы подбираем не только высокой квалификации, но и милосердный, сострадающий каждому своему пациенту.