19-08-99


Родительский бунт

Право своих детей на образование отцы и матери учащихся челябинской школы N 72 отстаивают в борьбе с чиновниками от... образования

Затмение разума. У кого?

Такого сопротивления со стороны родителей чиновники от образования никак не ожидали. Им, вероятно, казалось достаточным при закрытии школы сказать: "Это наша общая беда, общая боль!" По замыслу задуманного сценария родители после этого расходятся по домам с поникшими головами. Молча. Но они стали возмущаться: громко и скандально, пытаясь привлечь к проблеме внимание общественности. Собирали подписи, обивали пороги присутственных мест. Где только не побывали за лето: в прокуратуре, суде, администрации, комиссии по правам человека и т.д. На 1 сентября планируют забастовку. И готовы, по их словам, идти до конца. Тем более, что "вооружились" они хорошо: Конституцией РФ, Законом "Об образовании", конвенцией о правах ребенка. А это значит, что знают чего могут требовать. Знают, что вправе сами выбирать образовательное учреждение. Они его и выбрали - школу N 72. Но их оттуда выпроваживают в школы 51-ю и 75-ю. Не спрашивая желания. Без постановления о закрытии школы. Просто по устному распоряжению из районного управления. Почему они не хотят уходить из своей школы?

"Наши дети обучаются в коррекционных классах, - пишут в письме в редакцию. - Воспитание и развитие их - большая проблема. А в школе N 72 находят понимание и заботу дети с нарушениями памяти и речи, координации движения, ослабленной психикой. Небольшое помещение, одновозрастный состав учеников - все это способствует быстрой адаптации детей после дошкольного учреждения".

- Это какое-то безумие толкать детей в здание, в котором не сегодня-завтра рухнет потолок, - сокрушаются чиновники. (По иронии судьбы последняя попытка договориться с родителями миром была предпринята за день до солнечного затмения. И это дало повод для самых едких шуток). Но ирония выглядит неуместной, когда узнаешь о некоторых фактах. О том, например, что про закрытие школы в связи с капитальным ремонтом, на который денег нет, родителям объявили 27 мая. А 16 июня в рекламно-информационном еженедельнике "Наша газета" появилось объявление о наборе детей в негосударственную школу. По тому же самому адресу. Значит, потолок плох только для малоимущих и малообеспеченных (именно из таких семей учатся там в основном дети). Одних детей из школы вон, а других - за парты. После того, когда об этом факте было написано в "Советской России" ("Захват под видом ремонта", N 84, 22 июля), стали говорить, что договор с негосударственной школой расторгли (со слов директора Г.А. Солецкой).

Но ведь и объединение, как сделали в прошлом учебном году, под общей крышей обездоленных детей (из 250 ее учащихся 76 детей обучаются в коррекционных классах по причине задержки психического развития) с воспитанниками негосударственной школы было поступком, мягко говоря, непродуманным.

Как-то раз бабушка, придя за ребенком, застала такую сцену: из аудитории, отремонтированной за счет полунищих родителей, выбрасывали вещи их детей, освобождая место для новоселов.

17 воспитанников негосударственной школы занимались в трех лучших аудиториях, а больные дети сидели зимой в продленке при температуре 12 градусов по два класса в подсобном помещении. Одни получали три раза в день горячее питание, а других не кормили даже вермишелью. "Я тоже хочу апельсин!" - плакал голодный ребенок, не понимая, почему другим можно, а ему нельзя.

- Вы предали школу дважды! - скажет директору прямо в глаза учительница М.В. Михеева. - Когда пустили в наше здание чужеродный коллектив и когда не стали ремонтировать школу, готовя ее к началу нового учебного года.

Деньги, ради которых имело хоть какой-то смысл терпеть все неудобства существования двух школ под одной крышей, директор, узнав о закрытии своего учреждения, как она заявила, вернула. Стало быть, "квартиранты" даже и за аренду не заплатили. Чего ради надо было мучить тогда детей?

Черное белым не станет

- Я не понимаю, почему такая агрессия?! - пробовала оборвать родителей во время той встречи накануне солнечного затмения начальник районного управления образования Л.С. Шайдурова.

Человеку со стороны причины этой агрессии видятся в том, что у людей развилась аллергия на вранье. Сколько они его уже переслушали, в том числе и из уст президента страны. Терпеть это дальше нет просто сил. Говорить, что больному ребенку будет лучше в школе, где около полутора тысяч учащихся, циничный обман. Мальчику, пардон за натурализм, с недержанием кала в большой школе учиться в принципе противопоказано. В ней и здоровому справить, простите, нужду проблематично. Учителя советуют до дома терпеть, поскольку ситуация в туалетах неуправляемая. Да разве только это?

Обман и то, что педагоги переходят в другие школы по собственному желанию. Там их уже "обрадовали", что заключают с ними договор только на один год. У нормального человека не возникнет желание жить в таком "подвешенном" состоянии.

Ссылки на то, что за рубежом нет школ для инвалидов, к сожалению, тоже не проходят. Ведь там нет и школ для полутора тысяч человек! И для одного инвалида-ребенка встраивают лифт и делают много чего еще, в то время, когда мы только говорим об индивидуальном подходе.

Неправда, что директор школы N 72 по собственной воле поддерживает линию районо. Страх остаться без работы вынуждает ее подчиниться приказу начальников. Вслух об этом никто не сказал, но тут и без слов все ясно. Поэтому можно тысячу раз назвать черное белым, оно от этого не посветлеет. Так стоит ли злить людей неправдой, подливая масла в огонь?

Либо союзники, либо враги

Когда материал готовился к печати, появилось постановление о реорганизации школы N 72 и слиянии ее со школой N 51. Но родители быстро смекнули, что это та же самая ликвидация, только под другой вывеской. И теперь ищут, не нарушен ли тут закон, чтобы было к чему прицепиться. Конфронтация продолжается. А ведь они предлагали себя в союзники:

- Дайте нам смету, мы сами школу отремонтируем, - просили настойчиво. Но их инициатива вызывала только улыбку.

- У вас таких денег нет! - уверяло районное руководство.

- Спонсоров найдем. У нас это хорошо получается, - не отступали родители.

Но смету им так и не дали. Предпочли конфронтацию союзничеству.

А в общем-то родительский бунт для учительства даже полезен. В редакцию поступило уже несколько обращений, когда педагоги жалуются на незаконное увольнение. Людей "выдавливают" из школы всякими способами, принуждая писать заявление по "собственному желанию", лишь бы только не платить выходное пособие. Несколько человек остались без работы и при реорганизации школы N 72. Сокращение педагогов - факт прискорбный и тревожный. На августовском педагогическом совещании в Законодательном собрании прозвучало, что Челябинск обеспечен кадрами на 98,7 процента. Значит, учителей не хватает, а их все равно увольняют. Защитить свои права педагогам легче, опираясь на родительское движение. Но поразила и другая цифра, названная все на том же совещании в Законодательном собрании. Для нормального обучения, когда в классе 25 человек, школы Челябинска обеспечивают местами сегодня всего лишь 60 процентов учащихся. И при такой ситуации предпринята попытка закрыть не только 72-ю, но и ряд других малокомплектных школ.

- Слишком дорогое удовольствие! - объясняют в городском управлении по делам образования. - Расход на одного ученика в 1998 году по школе N 72 составил 6200 рублей при среднерайонной стоимости 1700.

Здесь есть над чем подумать, если это действительно так. Только родители этой цифре, уж простите им их подозрительность, не верят. Откуда, мол, могла она взяться, если школа, по словам директора, не получала ничего, кроме денег на зарплату?

Поэтому возьмем цифру, которая сомнений вроде бы не вызывает. В 1999 году сократили бюджетную отрасль "Образование" по Челябинску на 15,1 процента по сравнению с предыдущим годом. Когда денег нет, приходится от чего-то отказаться. На чем экономить? Почему бы об этом не подумать вместе с родителями, взяв их в свои союзники? И положить конец родительскому бунту.

Светлана ЖУРАВЛЕВА.