19-09-03


Двери и порталы

Вход в здание - его главная "достопримечательность"

Ходить по городу и замечать (вдруг увидеть!) частности - занятие из любимых. Тихая радость - в калейдоскопе обыденного и даже безобразного найти некое совершенство, посланное мне (и всем) его создателем, которого, быть может, давно нет на этом свете.

Среди тысяч дверей Челябинска найдется несколько десятков таких, которые умеют что-то сказать стоящим перед ними людям.

Согласитесь, если человек гостей чурается, то дверь в свой дом он спрячет подальше от глаз людских. А если хозяину гости желанны, дверь в свой дом он выставит напоказ, как бы приглашая войти. Правда, бывают и такие величественно-монументальные порталы, перед которыми оробеешь. На то они и рассчитаны, на трепет душевный.

В самом центре Челябинска, на улице Цвиллинга, в доме с магазином "Алмаз", есть дверной проем, который и был бы именно проемом, если не простое, но броское украшение, прилепленное к нему - светлый фронтон, поддержанный модульонами-завитками. Только это. И еще темная глубина за прозрачным стеклом дверей, обещающая интимную теплоту и ненавязчивость. Чтобы войти сюда, надо настроиться. Надпись над входом: "Арт-буфет". Если "арт", то и буфет обещает что-то артистическое...

Вход в здание - его главная "достопримечательность". Архитекторы это всегда подчеркивают. Например, так, как в доме на проспекте Ленина, что рядом с магазином "Ритм". В нем дверной проем снабжен наличником и сандриком, треугольник которого устремлен вверх. Выше - два утопленных окна второго и третьего этажей, еще выше, между сдвоенными пилястрами, два окна четвертого и пятого этажей. И, наконец, выше карниза - аттиковый фронтон. Он-то сверху и подсказывает, где внизу у здания вход.

У всем известного дома на площади Революции дверей несколько, и все они спрятаны в витринах. Зато арка украшена огромным порталом, который поднимается на все четыре этажа. В квадрате портала - сквозная арка. Нетрудно увидеть, что этот дом делится горизонталью. Три нижних этажа - темные, тяжелые, выставленные в ритме чередующихся квадратных витрин и двойных полуколонн. Четыре верхних этажа не имеют ничего общего с нижними - они светлые, без украшений. Только редкие балконы указывают на принадлежность к жилью. Но самое удивительное то, что квадраты окон расположены так удачно, что белая стена выглядит не плоскостью, а решетом. Несмотря на то, что низ и верх абсолютно разные, дом воспринимается как единое целое: светлое легкое - на темном тяжелом.

Михаил ФОНОТОВ