19-09-03


Иван Сусанин в уме

Екатерина и Александр Савочкины открыли художественный сезон в Челябинске хорошей выставкой

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В художественной галерее Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) открылась выставка графики Екатерины и Александра Савочкиных. Молодые челябинские художники представили на ней более 50 акварелей, офортов и гравюр. Выпускники Красноярского государственного художественного института, Савочкины радуют зрителей прежде всего культурой и художнической честностью.

У них все по-настоящему, как раньше. Сначала возникает идея, потом происходит выбор изобразительных средств. Если акварели, то это, кажется, единственно возможная цветовая гармония, если ксилография, то четко артикулированная графичность, филигранная техника и емкие, законченные образы. Центральными из них для художников являются Дом и Библейские сюжеты. Причем и в том, и в другом случае - без свойственных этой теме спекуляций и красивостей.

Для Савочкиных актуальны поиски корней, устоев, а через них и главного смысла. Между тем, мечтая о ладе и несовременно добросовестно рисуя, вырезая и печатая, Савочкины все же не остались в прошлом. Напротив, они живут сегодня и своими работами продолжают жизнь традиционных художественных практик, которые многие готовы бы сдать в музей.

Добрая половина акварелей посвящена дому их друга - художника Евгения Балакина. Где-то под Костромой вот уже 150 лет стоит крепкая крестьянская домина. Из окна виден лес, за ним - болото, куда увел оккупантов Иван Сусанин. Живя в молодом Челябинске, можно позавидовать исторической ретроспективе, которая открывается из окна этого дома. Какой бы можно было сделать эффектный жест - написать болото, ясноликого Сусанина в лаптях да онучах. Но Савочкины держат весь этот мифологический ряд в уме. А зрителю предлагается другое. В акварельной серии Екатерины - расчлененное внутреннее пространство дома. Интерьеры превращаются в почти дизайнерские композиции, а то и вовсе в геометрические цветовые этюды. И в то же время перед нами - законченный рассказ о ловко подмеченной глазом художника гармонии целого уклада жизни.

Если работы Екатерины эмоциональны, искрометны, то у Александра - мужественная сдержанность. Аналогичный дом Балакина у него выписан весь целиком, он будто бы сжат в тугой узел. Это не дом, а скорее крепость, покосившаяся от времени, но которая простоит "еще столько же". В нем - сосредоточенность, какая присуща и самому художнику, когда он, к примеру, занимается трудоемкой торцовой ксилографией. Это техника, в которой, кажется, в Челябинске никто сегодня и не решается работать. Выходящие в итоге гравюры - как драгоценные камешки, жилки которых можно воспринять за сложносочиненный узор и подолгу ими любоваться:

Екатерина Савочкина говорит, что люди делятся на тех, кто мир поверяет правдой, и тех, кто - красотой. Как правило, художникам свойственно второе. У Савочкиных красота убедительна до степени правды. Очень хорошая выставка, вполне достойная, чтобы открыть сезон. Как ни удивительно, первая столь полная в их жизни.

К сказанному нужно добавить, что эта выставка - очередной этап миллениумного проекта известного в Челябинске знатока искусства и коллекционера Татьяны Джемс-Леви "Кто мы? Куда идем?"

Выставка работает ежедневно с 11.00 до 16.00, кроме субботы и воскресенья. Вход (главный корпус ЮУрГУ) свободный. n