19-10-01


Макаров родился в кимоно

Чемпион мира по дзюдо любит сладости, автомобили и семейную жизнь

Михаил АРАЛОВЕЦ

Челябинск

Сказать, что Виталий Макаров создан для дзюдо - не сказать ничего. Он не просто живет в этом большом и жестком мире, он наслаждается им. Мало кому из спортсменов дано такое ощущение. Для большинства из них спорт - тяжелая и нервная работа, которая зачастую приносит сплошные разочарования.

Сейчас трудно сказать, кто кого выбрал: дзюдо Макарова или он дзюдо - 17 лет прошло с того момента, когда десятилетний мальчишка впервые переступил порог секции борьбы. Но вот парадокс: первые большие успехи пришли к нему в другом виде единоборств - самбо. Главную роль в этом сыграл Александр Ашкенази, личность легендарная и неординарная. Именно он, основатель знаменитой в Советском Союзе туапсинской школы дзюдо, сумел разглядеть среди десятков своих воспитанников божью искру в Макарове и оформил ему путевку в большой спорт.

Одна из его идей - поддерживать в межсезонье спортивную форму с помощью самбо. Благодаря этому Макаров успел стать победителем молодежного первенства Европы и первенства мира среди юношей в этом виде спорта. Перспективы открывались самые радужные, но тем не менее к самбо он остался равнодушен. Однако, испытав вкус и волнение первых больших побед, был не прочь повторить свой успех и на татами. Но жизнь не спешила предоставлять ему новый шанс.

К этому времени Виталий закончил школу, а Ашкенази уехал в Израиль (сейчас он главный тренер израильской сборной по дзюдо), и их дороги разошлись навсегда.

Макароны по-флотски

Одиссея Макарова после расставания со своим первым тренером напоминает американские горки. То взлет, то падение. Вместе со своим другом Дмитрием Морозовым (еще один известный челябинский дзюдоист) он три года колесил по стране, пытаясь найти место, где можно было бы спокойно жить и тренироваться, не заботясь о многочисленных житейских проблемах. Набережные Челны, Москва, Елец - география его странствий. Сильно нуждался, было дело, голодал, но больше всего приводило в отчаяние отсутствие результатов.

- Черные мысли появлялись? Например, бросить дзюдо? - интересуюсь я у Макарова.

- Чего не было, того не было. Никогда. Кстати, можете записать: именно тогда, мне кажется, я получил иммунитет от "звездной" болезни. Воспоминания о жизни в общаге, впятером в одной комнате, где на обед, завтрак и ужин были макароны по-флотски или просто с майонезом, действуют очень отрезвляюще. Сразу спускаешься на грешную землю с чемпионского пьедестала и отчетливо понимаешь, что твоих медалей и побед могло и не быть, повернись судьба по-другому. Поэтому почаще надо оглядываться назад, чтобы голова не закружилась от успехов.

Что касается макарон - их готовил Макаров, поскольку в дружной общежитской компании делать это умел лишь он. Был Виталий вроде шеф-повара, на плечах которого висела очень и очень непростая забота: как накормить несколько здоровых и не страдающих отсутствием аппетита молодых людей. Возможно, с тех пор у него маленькая страсть - любит готовить. Обожает шашлыки и жаркое. Когда семья Макаровых покупает свежее мясо, к плите встает сам хозяин дома. Близкие уже знают: будет что-то особенно вкусное, по-другому Виталий не умеет.

- Рецепт прост, - говорит он, - в каждом блюде должен быть кусочек собственной души.

Но особое пристрастие Виталий питает к сладкому. Торты, пирожное, конфеты и шоколад постоянно в меню чемпиона. Зато к спиртному отношение отрицательное. Не употребляет ни пиво, ни вино, ни водку, ни другие спиртные напитки. Даже на банкете в честь его чемпионского звания пил только сок.

:А общаговские макароны до сих пор вспоминает тепло.

Старшие товарищи

Виталий Макаров считает, что в жизни ему все-таки везет. Прежде всего, на хороших людей. Первый тренер Александр Ашкенази дал своему воспитаннику классическое дзюдоистское образование. На таком прочном фундаменте можно было возводить любое здание, был бы достойный архитектор. И он нашелся. Им оказался челябинский тренер Александр Миллер.

Сейчас даже страшно подумать, что они могли пройти мимо друг друга. А такой вариант был вполне вероятен. В конце 1993 года Миллер хотел пригласить в Челябинск совсем другого спортсмена.

- Зачем? - удивился Дмитрий Морозов, который появился в городе раньше Макарова. - В этом весе (73 килограмма) есть замечательный парень, Александр Евгеньевич. Это то, что вам нужно.

Так с легкой руки своего приятеля Виталий оказался на Южном Урале.

Александр Евгеньевич Миллер и Вячеслав Евгеньевич Тихонов. Тренеры с большой буквы. Для Макарова эти люди составляют единое целое: наставники и близкие люди, которые делают все, чтобы его единственной целью оставалось только дзюдо. Защищают от жизненных перипетий и околоспортивных подводных течений. Мощную поддержку оказывают крупные предприниматели Юрий Федоров и Дмитрий Худяков. Все они - одна большая и слаженная команда, нацеленная на результат. Имя ей - челябинская школа дзюдо.

Триумф

С момента переезда в Челябинск черная полоса в жизни Макарова закончилась. Его спортивная карьера идет по нарастающей: серебряный призер первенства Европы среди молодежи, победитель молодежного первенства мира, чемпион России (это звание он выигрывает трижды), бронзовый призер чемпионата Европы, вице-чемпион мира. В стране в весовой категории 73 килограмма равных ему нет, он входит в обойму лучших борцов планеты. Тем неожиданней оказалось фиаско на Олимпийских играх в Сиднее. Там он проиграл сопернику, у которого - разбуди среди ночи - выиграет с закрытыми глазами.

Реванша Макаров ждал год. Чемпионат мира в Мюнхене должен был доказать случайность осечки на Олимпиаде-2000. То, что произошло в Германии, трудно было назвать просто реваншем. Выступление Макарова на чемпионате мира превратилось в его триумф. Он "убирал" с дороги одного соперника за другим, а в финале просто измотал своего визави японца Канамару. Пока тот в раздевалке с трудом приходил в себя, Макаров под овации немецких бюргеров совершал круг почета. Русский, похожий на Гагарина, стал не просто чемпионом мира, а любимцем публики.

Богач, бедняк

Понятно, что Макаров человек не бедный. И это хорошо, потому что спортивный век недолог. Оказаться в тридцать с небольшим после ухода с татами в финансовом тупике и перспективой начинать жизнь с нуля - удел незавидный. Примеров такого рода - множество. Макаров, конечно же, знает грустную статистику. Но это не про него. Счастливчик, баловень судьбы? И это не про него. Да, он использовал предоставленный ему судьбой шанс на все сто процентов. Но при этом работал как сумасшедший. Литры пота, годы бесконечных тренировок, нервотрепок, кровь и травмы на соревнованиях, напряжение всех сил, духовных и физических - так становятся чемпионами.

Свое благополучие - хорошую квартиру, "Мерседес", возможность отдохнуть за границей Макаров заработал. Теперь он имеет право сказать, к примеру: "Есть автомобили, а есть "Мерседес". И это не будет выглядеть снобизмом, а простой констатацией факта уверенного в своей правоте человека. Кстати, об автомобилях.

- Лучше не спрашивайте, - вздыхает Макаров.

- Почему?

- От автомобилей я схожу с ума не меньше, чем от сладкого. В прошлом году, как появилась возможность "мерс" взять, три дня не мог ни о чем другом думать. Даже стыдно потом стало. И если сейчас заведусь - не остановишь, - он машет рукой.

- Любопытно все же послушать.

- Нет уж, давайте вернемся к дзюдо.

Меняю теннисную ракетку на кимоно

С недавнего времени дзюдо стало президентским видом спорта. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, анекдотами. Вот один из них. Объявление в газете: "Меняю теннисную ракетку на кимоно". Как всегда, анекдоты очень точно отражают жизнь. На смену президенту-теннисисту пришел президент-дзюдоист, и некоторые очень ловкие политики и чиновники мгновенно стали любителями этого вида спорта, хотя до недавнего времени и понятия не имели, что это такое. Но, к счастью, не они определяют магистральные пути развития дзюдо.

Безусловно, став президентом, Владимир Путин, сам в прошлом борец, дал толчок всплеску дзюдо в России. Правда, сам он старается дистанцироваться от этого, но не всегда получается. Можно много спорить о том, плохо это или хорошо, но факт остается фактом. Российское дзюдо бурно прогрессирует, и это не может не радовать. Кстати, такая вспышка интереса к этому вида спорта лежит в русле общемировых тенденций.

"Кубок Президента", организация серии турниров Гран-при с призовыми фондами в несколько сотен тысяч долларов (такое и не снилось многим поколениям дзюдоистов) - это грандиозные проекты новой стратегии Европейского союза дзюдо и его президента Мариуса Визера. Древняя борьба преобразовывается из вида спорта, интересного исключительно специалистам, в полноценный "продукт", пригодный для восприятия, привлекающий к себе внимание зрителей, спонсоров и средств массовой информации. Не удивительно поэтому, что Международная федерация дзюдо вышла на второе место в мире по количеству входящих в нее стран.

Собственно, пример Макарова тому хорошее подтверждение. Сегодня многими он воспринимается не только как борец, чемпион мира, но и как человек, который благодаря дзюдо становится культовой фигурой в культурной и спортивной жизни Челябинска. А между тем есть еще одна ипостась Макарова - спортсмена и человека. Ее увидел наш фотокорреспондент Александр Кондратюк, когда делал семейные снимки дома у чемпиона.

Семья

Сашу с первых же минут поразило изобилие великолепных игрушек в квартире.

- Это для Стаса, - признался несколько смущенный отец.

Трехлетний Станислав - любимец Макарова, который в сыне души не чает. Короткие промежутки времени между соревнованиями он старается посвятить своему первенцу. Когда вернулся в Челябинск после чемпионата мира, знал только один маршрут: дом - спорткомплекс "Динамо". Даже любимое увлечение - бильярд - забросил.

К частым отлучкам главы семьи здесь относятся с пониманием. Жена Виталия Елена - дочь Вячеслава Тихонова, одного из тренеров Макарова. Она с детских лет привыкла быть среди дзюдоистов. Похоже, и Станислав начинает привыкать к папиной работе. По крайней мере, азы дзюдо он уже знает.

- Пойдет по стопам отца?

- Вполне возможно, парень он очень бойкий. Впрочем, выбирать ему.

Приоритеты Макарова

- Хочу расставить приоритеты, - неожиданно говорит Макаров.

- Любопытно.

- Я - человек семейный. На первом месте - семья, на втором - дзюдо, на третьем: - семья.

- ?

- Потому что дом - место, где начинается дзюдо. И завершается.