19-10-01


Город мастеров

Ковать ли Миассу кадры резчиков по дереву?

Об открытии в нашем городе отделения Челябинского художественного училища говорится давно. Нынче эту идею поддержали все заинтересованные стороны - городские власти, областное управление культуры, администрация училища, комитет самоуправления старого города, где уже подыскивают помещение под новое образовательное учреждение, и будущие преподаватели. В их числе - мастер художественной резьбы по дереву Вячеслав Юдин, чьи золотые руки по достоинству оценили в области и далеко за ее пределами. Сотрудник детско-юношеского центра (ДЮЦ) "Ровесник", он является представителем целой династии столяров-краснодеревщиков и резчиков по дереву.

Необходимость открытия в старой части города такого учебного заведения диктуется многими обстоятельствами. Здесь растут масштабы реставрационных работ и строительства коттеджей с внешней и внутренней отделкой "под старину". Восстановление и воссоздание особенностей архитектуры старого Миасса требует участия специалистов соответствующего профиля.

Полтора-два века назад облик городов горнозаводского края определяли добротные дома с роскошными резными наличниками на окнах, с деревянными панно на воротах (как у Юдиных, например). Для сохранения этой традиции потребуются десятки, а может, и сотни мастеров. В Миасском отделении художественного училища планируется обучать способную молодежь со всей области, в том числе из Златоуста, Кусы, Сатки, Кыштыма, Каслей.

К тому же в историческом районе Миасса остро стоит проблема профессионального обучения и трудоустройства молодых людей. Ее оборотная сторона - наркомания и пьянство среди подростков, которым не к чему приложить руки. Кружки художественной резьбы по дереву, работающие в этой части города (одним из них руководит В. Юдин), уже помогли многим пацанам избежать дурного влияния улицы и определиться с выбором профессии. Однако они не в состоянии заполнить дефицит мастеров даже в Миассе.

Имеется и ряд других условий для скорейшей трансформации миасской школы резьбы по дереву в отделение училища. Педагогическая подготовленность и мастерство руководителей кружков таковы, что этим талантливым людям (первым среди них я назвал бы Владимира Симонова - директора школы N 60 и основателя школьного музея прикладного творчества) уже давно тесны рамки дополнительного образования.

Взять Вячеслава Юдина. Он имеет два высших образования - педагогическое и специальное (окончил Московскую академию реставрации). В прошлом году на выставке в германском городе Лейпциге ажурная деревянная колонна к иконостасу, выполненная кружковцами под его руководством, была отмечена почетным дипломом и оставлена в качестве постоянного экспоната. Ребят и их руководителя по возвращении из Германии тепло принял губернатор Петр Сумин, вручил благодарственные письма. Высоких оценок профессионалов заслужили и другие творения рук учеников Юдина. Нынче Вячеслав вновь получил приглашение участвовать в лейпцигской выставке, для которой он с ребятами изготовил деревянное обрамление камина - оригинальное изделие, украшенное изящной резьбой. Но поездка в Германию под вопросом: собрать необходимые на дорогу деньги пока не удается.

Однако голова Вячеслава больше болит от другой проблемы - проведения занятий в кружке. Не работает ряд станков. Требует ремонта пол мастерской. Краски, выделенной ДЮЦ управлением образования накануне учебного года, этому помещению не хватило. Да и финансируется детско-юношеский центр так скудно, что не на что купить сырье для работы кружков, отремонтировать и обновить оборудование. Преподаватели обычно сами обеспечивают себя инструментом и материалом.

Доски Вячеслав Юдин приносит из дома. Фрезы для станков заказывает на автозаводе. Отремонтировать учебный класс просит общественную организацию "Забота". Хочется надеяться, что с открытием в Миассе отделения Челябинского художественного училища сегодняшние "заморочки" большого мастера канут в Лету.

Валерий ЕРЕМИН