19-10-02


Иван Бездомный из "Нашего дома"

До конца октября челябинцев ждут встречи с Игорем Кудрявцевым и другими актерами Озерского театра драмы и комедии

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

Игорь Кудрявцев - ведущий актер озерского театра драмы и комедии "Наш дом", заслуженный артист России, на прошлой неделе сыгравший главного героя в премьерном спектакле "Похождения бравого солдата Швейка", а на этой удостоенный губернаторской стипендии по разряду "Выдающиеся деятели культуры и искусства области" - родом с Сахалина. Театральное училище окончил в Иркутске. Оттуда почти двадцать лет назад (в 1983-м) приехал в Озерск. Честно говоря, я до сих пор пор не понимаю, почему на этом перемещение с востока на запад закончилось, и Кудрявцев не играет сейчас на какой-нибудь столичной сцене. Масштаб дарования - вполне столичный. А характер дара - редкий и востребованный на театре в любые времена. Игорь Кудрявцев - комик от Бога. Такой, каким был Игорь Ильинский или, если искать челябинские аналогии, Петр Кулешов. Впрочем, есть еще одно сравнение, многократно использованное теми, кто писал об актере (в том числе и автором этих строк). Кудрявцев - озерский Евгений Леонов. И здесь нет нескромности, потому что сам покойный Евгений Павлович, видевший Игоря в актерских капустниках, общавшийся с ним, вполне был с этим согласен: "Ты похож. Только лысины не хватает".

На амплуа комика нельзя назначить (это вам не социальный герой). Либо есть природный магнетизм, обаяние и заразительность, либо - нет. Что у Кудрявцева есть, стало ясно с той самой роли, в которой его увидел и полюбил Челябинск во время гастролей середины восьмидесятых годов. Это был Иван Бездомный из булгаковского "Мастера и Маргариты", поэт-безбожник и обитатель сумасшедшего дома, собеседник Воланда и Мастера. Невероятно колоритный, очень смешной и в чем-то трогательный. Этакий Шура Балаганов, подавшийся в поэты.

Как пишут в романах, с тех пор минуло полтора десятилетия. Сыграны Митрофанушка, Тарелкин, Кот в сапогах, Башмачник из пьесы Лорки (там впервые из-под маски комика проглянул трагик), еще десятки ролей. Сын родился. И еще родился "Тринтет" - трио театральных пересмешников, королей капустников, как где появятся, так все падают от смеха. "Тринтет" был придуман Игорем вместе с актерами "Нашего дома" Владимиром Азимовым и Сергеем Брыляковым как спасение от депрессии, а стал не менее важным делом, чем большая сцена.

В первом спектакле нынешних гастролей "Нашего дома" в Челябинске (на сцене Камерного театра) "Господа, товарищи, сволочи и дамы" Кудрявцев играет сразу две роли: лжеинвалида Конягина и запойного пьяницу Чугунова. Честно говоря, играть ему особенно нечего: вся пьеса - несколько невнятно пересказанных анекдотов. Но ведь глаз не оторвешь от его колоритного алкаша. Как он соблазняет соседку в связи с уходом жены: "Налетай, пока не набежали!" Или философствует за "рюмкой чая": "Слепой курице - все пшено:" И Шукшина вспомнишь, и Довлатова.

"Я, наверное, старомоден, но у меня нет желания к перемене мест", - говорит Игорь. Что ж, от этого свойства характера актера выиграли прежде всего озерские театралы. А теперь еще и челябинские. На будущей неделе, 24 и 25 октября, они смогут увидеть Игоря Кудрявцева и его талантливых коллег в "Коте в сапогах" и комедии "150 тыщ дензнаками". А 31 октября гастроли "Нашего дома" закроет театральный капустник с всенепременным участием "Тринтета". n