19-10-02


Валерий ШОПОВ: "Дорожникам - ровной жизненной дороги!"

Южноуральцам обеспечен безопасный проезд по областным магистралям общего пользования

В 2002 году главным управлением дорожного хозяйства Челябинской области построено и реконструировано 33,9 км дорог. Все они уже введены в эксплуатацию, план выполнен на 103 процента. Отремонтировано 27,7 км федеральных и более 300 км областных автодорог (до конца октября дорожники планируют сдать еще 21,9 км). О результатах и перспективах развития дорожной отрасли рассказывает начальник областного дорожного управления Валерий Шопов.

- Валерий Юрьевич, осень - время, когда традиционно подводятся итоги летнего дорожного сезона. Что удалось построить и отремонтировать?

- В конце сентября был сдан очередной, четырехкилометровый участок объездной дороги вокруг Магнитогорска. Полностью замкнуть кольцо вокруг Магнитки мы планируем в 2007 году. Эта автодорога развяжет узел транспортных проблем в окрестностях города, сформирует новый транзитный коридор из центральной России в восточные районы и Казахстан. Также в 2002 году продолжалось строительство трассы "Магнитогорск - Аэропорт", сдано в эксплуатацию еще 6,8 км. Нельзя не упомянуть о реконструкции на четырнадцатикилометровом участке дороги "Челябинск-Харлуши - граница Аргаяшского района" (от транспортной развязки с направлением на Увильды-Аргази и с выходом на западный обход вокруг Челябинска). Технология, отработанная на строительстве этой трассы, впечатляет своей основательностью: снимается растительный слой, завозится грунт для возведения земляного полотна и тщательно уплотняется, на него укладывается щебень, затем идет изолирующий слой черного песка, после чего возводится основание из цементобетона толщиной 26 см и 10-сантиметровое двухслойное асфальтобетонное покрытие. В результате - магистраль первой технической категории, по многим параметрам превосходящая Свердловский тракт. Словом, значительных и значимых объектов много - всех не перечислить.

- Все это предполагает наличие серьезной производственной базы, ее постоянное обновление, внедрение новых технологий:

- Я могу уверенно сказать: наши дороги строит и ремонтирует самая современная техника. У нас есть отличный комплекс машин по строительству цементобетонных покрытий, вот уже несколько лет мы применяем на дорогах области метод ресайклирования. Ресайклер работает по принципу фрезы, соединенной с бетоноукладчиком. Старый слой асфальтобетона он срезает, обрабатывает, добавляет битумную эмульсию и : укладывает обратно. С помощью этой чудо-машины дорога растет со скоростью неторопливо идущего человека. В этом году с помощью ресайклера была проведена поверхностная обработка покрытия (с выравнивающим слоем более четырех сантиметров) на автодороге "Долгодеревенское-Аргаяш-Кузнецкое-Кыштым". Работу здесь осложняла большая интенсивность движения: за сутки по этой трассе проходит семь-восемь тысяч машин. Если бы не ресайклер, дорожникам пришлось бы туго.

В 2002 году производственная база Главного управления дорожного хозяйства пополнилась новыми объектами. Построен бетонный завод в Кременкуле и асфальтобетонный завод в Султаево, завершена реконструкция линии по выпуску кубовидного щебня в Малом Куйбасе. Начато строительство технологических линий по производству щебня в Костылевском, Светленском и Бродокалмакском карьерах.

- Как будет развиваться дорожное хозяйство области в 2003 году?

- По-прежнему приоритетным для нас направлением будет содержание автодорог общего пользования (а их на балансе управления дорожного хозяйства около 8,5 тысячи километров). Строительство новых магистралей будет финансироваться по остаточному принципу - нам важно сохранить в хорошем состоянии уже действующие дороги, обеспечить по ним круглогодичный безопасный проезд. И все же "стратегически" важные магистрали, такие как обход Челябинска или Магнитогорска, мы будем продолжать строить. К примеру, объездная дорога вокруг областного центра: нам осталось завершить "юго-восточный обход" - 47 километров. Благодаря этой дороге значительно сократится путь из Кургана в Троицк, снизится загруженность челябинских автомагистралей, улучшится экология в городе. Объект сложный - местность болотистая, шахты: Уже подсчитано: на первом этапе (14 км) нам предстоит уложить в дорожное полотно порядка полутора миллионов тонн грунта. Работа предстоит огромная.

- Известно, что первый заместитель министра транспорта РФ Игорь Слюняев во время своего визита в Челябинскую область пообещал помочь с финансированием строительства челябинского "восточного обхода" и объездной дороги вокруг Магнитогорска.

- Да, это так. Игорь Николаевич лично ознакомился с проектами и признал их целесообразность. Долевое участие в финансировании этих объектов примут областной дорожный фонд и федеральный бюджет. Область и федеральный центр объединят свои усилия в деле развития дорожной сети Южного Урала, прежде всего это касается федеральных дорог.

Главной целью визита замминистра на Южный Урал была трасса "Уфа-Челябинск". Игорь Николаевич убедился: трасса в плачевном состоянии, особенно в районе Аши, Сима, Миньяра (при этом другие федеральные магистрали, которые находятся в ведении южноуральских дорожников, признаны годными для передвижения). Уфимская дирекция, которая обслуживает "дорогу смерти", явно не справляется с возложенными на нее функциями. Ежегодно на этой дороге погибают около 60 человек, более 250 получают ранения. По итогам встречи Игоря Слюняева с губернатором области Петром Суминым был подписан протокол, в котором, в частности, руководитель "Росавтодора" берет на себя обязательство привести дорогу в нормативное состояние и "рассмотреть возможность создания самостоятельного федерального органа управления сетью федеральных дорог в Челябинской области".

- В последнее время много говорится об изменениях в налоговой базе дорожных фондов, появлении нового - транспортного - налога. Отразятся ли эти изменения на владельцах автотранспорта? Что будет с областными дорожными фондами?

- Областные целевые бюджетные дорожные фонды сохранены, но вот доходная часть их опять сократится: с 1 января 2003 года изменяются источники их наполнения. Ликвидируется основной налог, на который сегодня существует дорожное хозяйство, - оборотный налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивают все предприятия. Налог с владельцев автотранспортных средств, рассчитываемый в зависимости от мощности двигателя автомобиля, можно сказать, сохранен. У него появится новое название - транспортный налог, но суть и ставки его останутся прежними. Кроме того, начиная с 2003 года в доход областного бюджетного дорожного фонда будут зачисляться акцизы на реализацию нефтепродуктов в размере 50 процентов расчетной суммы и земельный налог в размере 100 процентов доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет.

По поводу земельного налога - для нас он неудобен. Дорожные работы ведутся регулярно, а налог на землю собирается два раза в год. Придется придумывать схему кредитования предприятий. Что касается акцизов, то этот налог должен стать более систематическим. Однако механизм его сбора еще не отработан, нам предстоит научиться его собирать.

- И последний, "сезонный" вопрос. Готово ли дорожное хозяйство области к зиме?

- Готово. Еще летом дорожники начали заготовку песко-соляных смесей, подготовлена к зиме и снегоуборочная техника. В подрядных организациях созданы диспетчерские службы и специальные патрульные отряды. Первый снег - своеобразный экзамен для дорожных служб, и наши подрядчики выдержали его достойно. Со стороны ГИБДД не было ни одной претензии. Безопасный проезд по областным дорогам общего пользования был обеспечен.

- Завтра отмечается профессиональный праздник работников дорожного хозяйства России. Что бы вы пожелали дорожникам?

- Хочется от всей души поздравить коллективы всех дорожно-строительных предприятий Челябинской области. Пожелать всем дорожникам крепкого здоровья, успехов, счастливой и ровной жизненной дороги.

Олег САЛПАНОВ