19-10-02


Священное озеро

Семь тысяч лет продолжается любовь людей к озеру Иткуль

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск - Верхний Уфалей

Имам Фидаиль

На берегах озера Иткуль две деревни - одноименная Иткуль и Даутова. Обе- башкирские. Правда, разных племен. В Иткуле живут сынряне, а в Даутова - терсяки, что отнюдь не одно и то же. Так мне объяснил Фидаиль Юзлекбаев. Фидаиль в деревне Иткуль один во многих лицах - учитель биологии, ветврач, медицинский фельдшер, краевед и имам-хатиб. И не просто так, самозванно, самоучкой, а с дипломами, от училища до академии.

Деревня Иткуль, оказывается, постарше Челябинска, ей 314 лет. Само слово "Иткуль" в давние времена звучало иначе, примерно как "Иккуль". Если произнести поточнее, то, как подсказал мне Фидаиль, так: "Ыйыккуль". Что в переводе означает "священное озеро".

Да, теперь и уже давно, больше трех столетий, на озере Иткуль живут башкиры. Шестнадцатый век терсяков и сынрянцев застал севернее, где-то на месте нынешней Тюмени, позднее они "спустились" к югу, к Тече. А вообще люди облюбовали это озеро еще 7000 лет назад.

Иткульцы-металлурги

Если обратиться к образу, то древность здесь хрустит под подошвами. По крайней мере Владимир Иванович Юрин, археолог нашей мини-экспедиции, походив по огороду Владислава Николаевича, живущего в Сайме (это рыбацкий стан) рядом с базой отдыха, где мы остановились, набрал больше ста фрагментов керамики, иные из которых украшены весьма выразительным орнаментом. Археологи никогда не уходили с берегов озера без "улова". И даже сделали здесь открытие. Они открыли Иткульскую культуру. Оказывается, был такой народ - иткульцы. Исследователи (Н.Б. Виноградов и другие) отводят им 400 лет истории. 2700 лет назад они "возникли" и через четыре столетия "пропали".

Иткульцы были металлургами и кузнецами. Их время относится к раннему железному веку, но они оставались специалистами по меди и бронзе. На месте их городищ археологи находили до трех десятков металлургических печей сразу, на одном месте, а также шлак, руду, тигли, литейные формы. Обнаружив поразительное сходство бронзового оружия, которое ковали иткульцы, с оружием степных кочевников южных районов Урала, а также обилие лошадей в стадах иткульцев, что необычно для людей лесных, археологи предположили рыночный, бартерный обмен между северянами и южанами.

Теперь на Иткуле живут башкиры.

Юрта

В Верхнем Уфалее, в городском музее (музей этот один из лучших, богат фондами и хранителями фондов) нам показали юрту, "настоящую", иткульскую: все предметы из деревни Иткуль. Жилище, которое сынрянцы творили долго, тысячи лет, но довели до совершенства - юрту и все ее убранство. Башкирский кочевой шедевр. Ничего лишнего. И все - со значением. Если колыбель, то на черемуховом пруте. Если оборка на платье, то не просто украшение, а еще и "информация": чем меньше оборок, тем больше детей. Цвета шаршау, полога, который отделял отца и мать от остальных, орнаменты ковров - все имеет свой смысл, свою "идеологию". Неожиданность: у сынрянцев цвет радости - черный, а цвет траура - белый. А орнаменты? Эти прямоугольники, сомкнутые и разомкнутые, эти свастики, эти "растения", сложенные бараньими рогами, - из какой они эры и края? Сколько им тысяч лет? Есть ли в юрте что-нибудь древнее их?

Юрта, она когда-то стояла на берегу Иткуля. Теперь она - в музее, уже в истории. Она совершила все, что могла. Ее век, ее долгий век истек. И пусть ее комфорт превзойден, поостережемся смотреть на нее свысока. Потому что для своего времени она - шедевр. А свой новый шедевр мы еще только создаем.

Лапша мальков

Дождь, лениво плескавшийся всю ночь, к утру тихо иссяк, оставив над водой матовые клочья тумана. Я вышел к пирсу половить окуньков. Красным размытым пятном над озером поднималось солнце. Протарахтела моторка рыбаков с Саймы.

Окуни клевали вяло. В темной воде тут и там изредка что-то поблескивало. Когда посветлело, я увидел мальков, густо стоящих в воде. Их было очень много. Будто мелкая лапша в густом супе, они висели ближе к поверхности, едва пошевеливаясь. Лишь иногда какой-то малек, потревоженный окунем, блеснет боком, будто зеркальцем. Мальковое стадо можно было шугануть стуком о доску, но оно тут же успокаивалось и застывало вновь.

Если по осени в Иткуле так много мальков, значит, в нем есть и будет кого ловить?

Известный знаток рыбацкого счастья Л.Сабанеев оценивал Иткуль как "довольно рыбное озеро" и при этом уточнял, что поскольку оно "совершенно чисто и в нем мало корма, то рыба растет медленно".

К счастью, озеро чисто до сих пор. Жители Иткуля и Даутова пьют воду из него без опаски. В озере мало органики. Вода весной прогревается долго. Поэтому надо признать, что есть озера, более пригодные для откорма рыбы.

Шайтан-камень

Достопримечательность Иткуля - Шайтан-камень. Никак нельзя не повидать его. Торчит он из воды у южного берега, а туда по бездорожью не враз доберешься.

Все-таки Иткуль - озеро горное. Очень высоких гор в его окрестностях нет, гора Карабайка поднимается всего лишь до отметки 544 метра, но сама чаша, в которой озеро плещется, - явно горная. Она сложена сланцами, темно-серыми пластинчатыми скалами, раздробленными, искрошенными породами, в которых прячутся белые кварцитовые камни и валуны. Пляжи юго-восточного берега называют гранатовыми: в песках поблескивают кристаллы граната.

А Шайтан-камень - не что иное, как останец, затопленный водой. Останец - это то, что осталось от горы.

Сославшись на Л.Сабанеева, скажу, что на Шайтан-камне "с незапамятных времен" гнездилась пара соколов, а их птенцов "иткульские башкирцы каждогодно продают степным башкирцам - большим любителям соколиной охоты".

Теперь сошлюсь на Фидаиля Юзлекбаева, которому известен древний обычай: если лето дождливо и небо затянуто тучами, надо на Шайтан-камне зарезать белого барана - и откроется солнце. Если же засуха и надо выпросить у бога дождь, там же следует зарезать черного барана.

Теренкульчик

С юго-востока к Иткулю подступают несколько мелких озер. Например, Ташкуль, о котором Сабанеев сказал, что оно "одно из самых глубоких и рыбных уральских озер и даже лучше, чем Иткуль". Глубина его будто бы 17 сажен (34 метра), а прозрачность такая, что и на глубинах видны белые камни на дне.

Ташкуль не очень впечатляет: всего лишь круглое озеро среди лесов, ольха вдоль береговой кромки. Зато сразу покоряет Теренкульчик. Это - крошечное озерцо метрах в пятидесяти от Ташкуля, но выше его, как утверждает Сабанеев, на 20 сажен (на 40 метров). Тот же Сабанеев пересказывает о Теренкульчике услышанную им "байку". "Долгое время озеро считалось совершенно безрыбным. Лет пять назад один башкирец случайно обратил внимание на плескание стеснившейся рыбы и, не давая никому знать о своем открытии, вздумал воспользоваться им по первому льду. Результат превзошел все его ожидания: с одной удочкой он в первые дни вытаскивал, трудно поверить, до 15 пудов рыбы, окуня двухфунтовика (800 г) и фунтового чебака".

О былом рыбном изобилии Теренкульчика можно судить по баркасу на его берегу: десять метров длины, в днище болты для крепления двигателя. Баркас брошен, его разбирают на дрова.

Здесь мы встретили рыбаков из Екатеринбурга, которые накануне вечером довольствовались ухой из ротанов, выловленных в Теренкульчике.

Как ни странно, Теренкульчик покоряет тем, что он в глухомани, в полном одиночестве, отреченно, покорно, самозабвенно и даже умиленно ждет своего конца. Озеро зарастает травами и водорослями, деревья, сваленные бобрами, валяются на берегу и в воде. Впрочем, и бобры его покинули. И ветер редко снисходит с окрестных вершин, чтобы побеспокоить его зеркальную гладь. Только с высоким небом и осталось общаться озеру. Но как ни наглядна эта одряхлелость и заброшенность, Теренкульчик доживает век в наивной чистоте своей прозрачно-золотистой воды.

На валу, который тянется вдоль берега и упирается в мокрый дол, археолог Владимир Иванович Юрин заложил шурф, и ему сразу попался осколок керамики Потом еще и еще. Что мы отметили, фрагменты попадались только в одном углу квадрата метр на метр. Значит, как раз в том месте, где наши предки разбили горшок эдак две тысячи лет назад.

Помимо керамики попадались тяжелые "камушки", предположительно руда. Медная руда иткульцев?

Через несколько дней после возвращения Юрин сообщил мне, что 22 фрагмента керамики склеились в четыре куска, что "камушки" (их больше 50) - кристаллы рудного минерала, может быть, касситерита, минерала с оловом, а олово необходимо для выплавки бронзы.

Во времена своей молодости Теренкульчик был обитаем.

Карабайка

Один раз в год, весной, как открыл нам имам-хатиб Фидаиль Юзлекбаев, иткульские башкиры поднимались на гору Карабайка, чтобы на камнях ее вершины принести в жертву богу солнца белую лошадь. Карабайка - самая высокая гора вокруг Иткуля, и потому нигде более нельзя подняться ближе к богу, да и ему самому удобнее спуститься на высокую гору, чтобы отведать мясо белой лошади. На горе Карабайка башкиры молились и просили бога, чтобы лошади были жирными и не брал их никакой мор.

В последний день я и Юрин взяли не ахти какие поднебесные 544 метра Карабайки.

С дороги мы ступили под сень берез, и вскоре лес сомкнулся за нами. Ориентир был один - подниматься все выше и выше.

Полчаса, чуть больше занял подъем на Карабайку. Мы надеялись, что на вершине готовно распахнутся окрестности, откроется озеро, затуманится голубизна горизонтов. Но ничего не открылось. Вокруг черных валунов поднялись стройные березки и сосенки. Сгнила и рухнула на камни бревенчатая пирамида тригонометрического знака. И никаких следов жертвоприношений.

Впрочем, человек дал о себе знать и здесь - запиской в бутылке из-под воды. Выяснилось, что 28 октября 2000 года сюда поднялась "группа туристов" из Снежинска под названием "Одуванчики" в количестве двух человек. "Одуванчики" оставили стихи: "Любите, дерзайте, творите, как мы, и будете видеть прекрасные сны". Подписано: Канов Михаил Александрович. Мы ответили "Одуванчикам" обещанием любить, дерзать, творить и хорошо спать.

Спускались мы с горы дольше, чем поднимались. Заблудились. Не сразу попали на свой гребень. Протоптали на конусе горы кривую в четверть оборота. Выручил компас.

Уже в потемках рванули мы домой в Челябинск, унося в своем сердце священное озеро Иткуль. n