19-10-05


Духовная брань Ивана-дурака

В златоустовском "Омнибусе" - актуальное, комедийно-философское осмысление Шукшина

31 октября Златоустовскому государственному театру драмы исполнится 85 лет. К своему юбилею коллектив "Омнибуса" подготовил комедию-притчу по повести Василия Шукшина "До третьих петухов" (инсценировка и постановка главного режиссера Бориса Горбачевского). Ее премьерой театр открыл очередной сезон.

Сегодня часто вспоминают Шукшина. Его идеи духовной свободы личности, жизни в согласии с совестью вновь актуальны в России, утопающей в изощренной лжи и прагматизме. Василий Макарович был убежден, что средства для очищения и спасения погрязшего в суете и лукавстве общества надо искать у простого народа. Эти мысли вновь воодушевляют неравнодушных к судьбам Родины людей.

Возобновился интерес к Шукшину у театров. Но не всем дается его сложный в философском и эстетическом плане "материал", требующий нетрадиционного осмысления, особого сопереживания и созвучия ценностей. На этом фоне постановка златоустовского "Омнибуса" представляется редкой удачей, когда театр "нащупал" настоящего Шукшина, заговорил не только его голосом, но и его сокровенными душевными порывами, мечтами и чаяниями, близкими настроению многих сегодняшних россиян.

Спектакль начинается весьма характерно: за занавесом с изображением символов духовной брани отчетливо виден портрет Шукшина, звучит песня "Из-за острова на стрежень" в исполнении актеров. Это настраивает на вдумчивое восприятие сказочного действа.

Его фабула довольно проста. Герои произведений русской литературы, не желая находиться в одной библиотеке с Иваном-дураком, посылают его к Мудрецу за справкой, что он, дескать, умный. Иванушку на пути поджидают нешуточные испытания: встречи с бабой-Ягой, ее дочкой, Змеем Горынычем, чертями. Причем беда от них не столько физическая - грозят поджарить в печи, откусить голову, сколько моральная - унижают всячески, заставляя поступать вопреки себе. Ивану край как нужна справка, а потому он многое делает против воли: поет и танцует в угоду злым сущностям. А чертям даже помогает проникнуть в монастырь. При этом, правда, мучается совестью, убивается и кается.

Наконец, все испытания, в том числе блудный соблазн, исходящий от дочки бабы-Яги, позади. Иван возвращается в библиотеку с печатью Мудреца, которая "главней" любой справки. Но вот незадача: никто не знает, что делать с этой печатью. Вслед за Ильей Муромцем, который с самого начала был против похода за справкой, герои погружаются в недоумение и сожаление. А сам Иван неожиданно умнеет:

В повесть-сказку "До третьих петухов", написанную незадолго до внезапной смерти, Шукшин вложил немало личного, связанного с непростым вхождением в литературу и кинематограф, с "пробиванием" сценария про Степана Разина на "Мосфильме". Иван в повести - не только образ простого, бесхитростного парня, волей умников с ограниченным мышлением пускающегося во все тяжкие ради никчемной формальности - ее величества Справки. Это еще и сколок с судьбы самого Шукшина, который надорванными нервами, бессонными ночами, душевным непомерным трудом и напряжением платил за то, чтобы доказать чиновникам от искусства, что он не дурак.

Борис Горбачевский, художник-постановщик из Санкт-Петербурга Валентин Александров, художник по костюмам Лиля Файзулина, большой актерский коллектив искали и нашли в своей интерпретации повести глубинные идеи и скрытые, завуалированные смыслы, дорогие Шукшину и отвечающие сегодняшним запросам неравнодушной к общественным проблемам публики. Обаятельный и душевно тонкий Вячеслав Борисов в роли Ивана, мощный Игорь Вершинин, выразительно сыгравший Илью Муромца, заслуженные артисты РФ и безукоризненные трудяги на сцене Любовь Вишневская, Александр Антонов, Юрий Чулошников, представившие бабу- Ягу (во втором составе - Ольга Зацепина), Медведя, Мудреца, вместе с коллегами филигранно воплотили режиссерский замысел. А именно: через незамысловатые сценки показали духовную брань простого мужичка с явлениями и характерами, которые только внешне сказочные злодеи. Отрицательные персонажи (а это еще Изящный черт, блестяще сыгранный Максимом Фаустовым; дочка бабы-Яги - образчик нынешних воительниц и куртизанок - в исполнении Надежды Балашовой и Ольги Виноградовой) умны, хитры, внешне броски и привлекательны, по сути же - лукавы, глубоко безнравственны. Бороться с ними открытому сердцем и доверчивому человеку своими силами сложно, зачастую бесполезно. Вот почему в финальной сцене Иван направляется к церкви - замечательная режиссерская находка, соединившая время Шукшина с сегодняшним днем.

Постановка удалась не только благодаря точной расстановке актеров, получивших роли в соответствии со своими дарованиями и амплуа. Не только благодаря согласованной работе всех создателей, в том числе технических цехов. Она, повторимся, получилась на редкость актуальной. Причем во многих аспектах. В спектакле умно и тонко обозначены проблемы духовной пустоты и цинизма среди молодежи, с которыми безрезультатно борются их "заумные", но недалекие и неглубокие наставники. В нем "чертовской" культуре противопоставлено подлинное искусство: звучат народные песни, исполняются хороводные танцы.

- Мы хотели напомнить зрителю, что был и есть верный путь к духовно здоровой и чистой жизни - в приобщении к сокровищнице народных талантов, народной нравственности, к вере наших предков, - говорит главный режиссер Борис Горбачевский. - И Шукшин с его произведениями, прежде всего романом "Я пришел дать вам волю:" про Стеньку Разина, олицетворяет эти чистые истоки. Он ратовал за духовное раскрепощение личности, которое можно обрести в крепкой связи с народной моралью и мудростью. Эту сквозную мысль мы и вплели в структуру всей комедии-притчи. А заодно и показали - гротескно, выпукло, смешно - то, что стоит на пути к этому. Насколько удалось, судить зрителям.

Вдумчивый зритель высоко оценил очередную работу театра. Все три вечера показа премьерного спектакля зал был полон.

Валерий ЕРЕМИН