19-11-02
Виктор РИСКИН, Геннадий ЯРЦЕВ
Озерск
В озерский корпункт "Челябинского рабочего" позвонил командир дивизии внутренних войск МВД, дислоцированной в закрытом городе, генерал-майор Александр Устинов: "Из-за вашей публикации у меня неприятности".
9 ноября на сменной странице "Челябинского рабочего", выходящей в Озерске, была опубликована корреспонденция "Прорвутся ли террористы на "Маяк?" В ней шла речь о безопасности ядерного комплекса и города в связи с заявлением эмиссара Масхадова Ахмеда Закаева о возможном теракте на одном из атомных объектов России. Согласитесь, долг журналиста - получить из первых рук по возможности полную информацию по безопасности закрытого города и комбината. После нескольких безуспешных попыток взять интервью у непосредственных руководителей по режиму и охране предприятия корреспондент "Челябинского рабочего" вышел на генерального директора ПО "Маяк" Виталия Садовникова.
"Спросите у Закаева!"
- Виталий Иванович, по вашему мнению, такое заявление Закаева - пустое бахвальство или возможная угроза?
- Вот у Закаева и надо спрашивать: Наша задача - ввести систему безопасности, а не рассуждать, кто что сказал.
Несколько раздражительный ответ генерального директора можно понять. В эти дни ему действительно не до рассуждений. До заявления амбициозного боевика-"дипломата" он оперативно отреагировал на захват заложников в столице. Не дожидаясь никаких распоряжений сверху, на другой день после трагических событий в Москве Садовников подписал приказ об усилении охраны и безопасной работы предприятия: "В связи с захватом заложников и возможными терактами на территории ЗАТО и подразделениях ПО "Маяк": приказываю выполнить в полном объеме все типовые мероприятия".
Внутренний приказ
Не имею права раскрывать все положения приказа, тем более, что он не отменен до сегодняшнего дня и неизвестно, будет ли отменен вообще. Но хотелось бы знать, все ли ситуации с возможным проникновением террористов проиграли на "Маяке". Будет ли это воздушный таран или десант, прорыв через КПП или подкоп (!)?
- Меня не устраивает подобная постановка вопроса, - довольно резко отреагировал Садовников. - Никто же не спрашивал оперативный штаб в Москве, что он будет делать? Отвечу коротко: мы все ситуации проигрывали.
- Приказ, который вы издали, является секретным, жители города в его положения не посвящены. Надо ли им знать, что именно делается на комбинате для обеспечения полной безопасности? Уверены ли они, что граница ЗАТО на замке?
- Я бы сказал, она на замке постоянно. Относительно посвящения населения в наши действия: У вас есть гарантия, что здесь нет определенной утечки информации? Давайте думать не с точки зрения, что писать, а с точки зрения, что делать! Чем больше шума, тем больше информации уходит. Ввел я усиление или не ввел я усиление: Ввел я усиление! Но никак не чрезвычайное положение в городе. Для чего сеять панику? Главное для нас - получить гарантию безопасности производства. Но стопроцентной безопасности нет, поэтому надо быть готовыми ко всему.
После этого корреспондент обратился к командиру дивизии внутренних войск генерал-майору Александру Устинову.
"За город ответственности не несу!"
Он был по-военному прям: "Дивизия оборонять производственное объединение "Маяк" способна. За город ответственности не несу!"
Такая несколько неожиданная реакция последовала после вопроса о надежности пропускного режима на КПП, где порой бумажник заменяет паспорт, а также о "непроходимости" контрольной зоны.
- Четыре года назад я прибыл сюда из Самары, - сказал А. Устинов. - Меня поразило бездействие власть предержащих лиц! Было три выездных совета безопасности, но сдвигов никаких. Только в худшую сторону. Вот вы меня спросили о КПП и контролируемой зоне. С 1999 года идут только досужие разговоры об их переоборудовании и усилении. Сегодня шесть человек задержали на различных участках. Почти все пацаны. Но кто может поручиться, что таким же путем не проникнет террорист:
Как сказал Берия:
По словам Устинова, теракт в Москве вряд ли станет уроком на долгие времена.
- Опять будет одно и то же! Будут разговоры, полетят самолеты, поедут бронированные вагоны, зашелестят средства массовой информации. Месяца полтора-два пройдет, и все затихнет. Накажут какого-нибудь очередного генерала или, наоборот, поощрят - дадут Героя. Но все опять забудут.
Все зачато на фальши и очковтирательстве! В июне состоялось совещание на высоком областном уровне с руководителями трех городов - Озерска, Снежинска и Трехгорного, где мне предоставили слово. Впервые дали выступить комдиву на встрече подобного уровня! Я сказал всю правду с цифрами и сравнениями. Сказал, что контролируемый периметр свой ресурс давно выработал, столбы сгнили и упали. Из бюджета города не выделяется ни копейки на безопасность города!
- Александр Михайлович, наша газета писала о случае на острове Моськин, когда через контролируемую зону проникла группа браконьеров и напала на моряков. Кто просмотрел их проход?
- А никто не просмотрел. В отдельных местах границы не обозначены! У меня стоят посты там, где это очерчено актами государственных комиссий. Все остальное десятки лет не могут утрясти между собой руководители соседних городов. Те методы хороши, которые приводят к полезному результату. Знаете, кто это сказал? Берия! К чему я вспомнил эти слова? Да к тому, что не смогу уверенно заявить, что в наш город чеченский пластун или боевик не проползет! В Трехгорном зашевелились: заборчики ставят, средства охраны закупают, в Снежинске сдвинулось с места, а у нас на столбы и лампочки денег нет: Потом деньги появятся, как появились для пострадавших от теракта в Москве. В общем, неспокойно у меня на душе.
Как и подобает российскому офицеру, генерал откровенно обозначил слабые места в охране границы вокруг комбината и города, не раскрывая, естественно, подробности, которые являются военной и государственной тайной. Но эта откровенность не понравилась, по его словам, руководству. Дошло до того, что свое неудовлетворение подобным интервью высказал командующий округом.
Причиной недовольства стало честное признание в том, что город не вкладывает достаточных средств в собственную охрану.
(Окончание на 2-й стр.).
Мнения горожан
Лидия Шуколюкова, вахтер:
- Конечно, хотелось бы знать, какие меры безопасности предпринимаются в нашем городе. Но ни в газетах, ни по телевидению никакой информации нет.
Владимир Куземкин, бывший работник "Маяка":
- Про заявление Закаева слышал. Что думаю? В этой жизни все может быть. По моему мнению, проблемам безопасности надо уделять больше внимания. А так в наш город на сегодня любой может заехать.
Виктор, ветеран УВД:
- Процентов на 75 наш город закрыт. Слабое место - контролируемая зона. Вся сигнализация еще 50-х годов. Что касается надежности охранного контингента, то командование верно присяге на все сто, а вот личный состав - процентов на 75.
Василий, работник "Маяка":
- Считаю, что Озерск недостаточно защищен. Бывали случаи, когда обнаруживали посторонних как в городе, так и на территории комбината.