19-11-03
Этот массивный серебряный портсигар не является художественной ценностью. Его стоимость не выражается в сногсшибательном денежном эквиваленте. Но уже для четырех поколений Киреевых он бесценен как семейная реликвия. На внутренней стороне одной из створок изящными вензелями выгравирован текст:
"Дни от 14 мая будут хранимы в моих воспоминаниях. Дружок! Я отличу Вас в многочисленной толпе и вздрогну, если внезапно услышу Ваш голос. Что-то произошло:
Ни сознать, ни формулировать не могу этих странных новых ощущений. Ценю Вашу искренность, прошу, дружок, не утрачивать, и которая взаимна. Нет-нет да вспомните, кто оставил здесь память о себе. 11.VII.1909".
Прадед нынешнего обладателя портсигара Евгения Киреева Иван Киреев рано умер, он унес с собой тайну этой романтической надписи. Вещица, подаренная, вероятно, воздыхательницей, послужила еще и своеобразным отражением бурной и в те дореволюционные годы довольно беззаботной жизни. Обе крышки портсигара украшены выполненными из резного золота автографами, инициалами, сейчас уже неизвестно чьими и от этого кажущимися таинственными. Кто был Карпов, кто такой Зимин, кто такая Липочка? Друзья владетеля портсигара, его веселые спутники на отдыхе? Обозначено место: Машук, Бештау, 1911 год. Что означает грибок со шляпкой из красной эмали?
Иван Киреев служил заместителем начальника Харьковской железной дороги - весьма приличный статус. Его сын Георгий, дитя уже советского времени, женился на дочке сапожника Афанасия Артемьева из алтайского города Бийска. Судьба соединила их, представителей разных сословий. Их сыну Александру портсигар достался без золотых "наклеек". В 1947 году золото срезали и сдали вместе с пятью золотыми монетами (все имеющееся богатство семьи), чтобы кормить детей. Благодаря этому смогли прожить, не голодая, два тяжелых года.
Александр в память о деде восстановил утраченные вензеля, правда, использовав мельхиор. Его сын Евгений долгие годы лелеял мечту вернуть портсигару вид, приближенный к первоначальному. И однажды принес отцу завершенную работу.
- Разве это только сантименты? Или какие-то фамильные амбиции? - рассуждает Александр Георгиевич. - Важно другое: как ты относишься к своему предку, так и к тебе потом отнесутся твои потомки.