19-11-04
В декабре 2002 года на улице Молодогвардейцев в Челябинске открылся первый магазин "Пятерочка". Событие это не прошло мимо внимания общественности - на открытии присутствовали представители администрации города, работники торговли, рядовые покупатели. Но мало кто мог предвидеть, что уже через два года "Пятерочка" станет самой крупной продовольственной торговой сетью Челябинска. Сегодня в областном центре свыше 20 универсамов "Пятерочки" с единой централизованной системой обеспечения продовольственными товарами, а всего по России их больше 400. Планируется, что на следующий год эта цифра будет в 2,5 раза больше. Пожалуй, ни одна торговая сеть в России не может похвастаться столь бурными темпами развития.
Специалисты считают, что успех работы любого предприятия торговли зависит от уровня доверия потребителей. И коллективу "Пятерочки" удалось это доверие завоевать. За два года работы магазины сети в общей сложности обслужили 15 миллионов южноуральцев, которых "Пятерочка" неизменно привлекает удобным местом расположения, достойным уровнем сервиса, широким ассортиментом и безупречным качеством товаров (во всех магазинах сети действует правило: если покупателя не устраивает приобретенный товар, он может вернуть его без объяснения причин и даже без чека).
Но, пожалуй, главная особенность "Пятерочки", главная причина ее успеха и главный принцип работы состоит в том, что с первых месяцев работы здесь сделали ставку на сотрудничество с местными поставщиками. Из 250 предприятий и фирм, с которыми руководство сети поддерживает постоянные деловые контакты, примерно 80 процентов - местные товаропроизводители. Среди них "Союзпищепром", "Камэлла", "Российские колбасы", "Южуралкондитер" и многие другие.
Сотрудничество с местными товаропроизводителями - это не только своеобразное проявление патриотизма, но и содействие развитию экономики региона, одна из форм продвижения товаров южноуральских предприятий и фирм. Работая с "Пятерочкой", которая является частью общефедеральной сети с центром в Санкт-Петербурге, у местных предпринимателей появляется реальная возможность увеличить уровень реализации продукции не только в Челябинске, но и во многих других городах России, где действует сбытовая сеть "Пятерочка". Вместе с ростом реализации появляются новые рабочие места, налоговые отчисления в городской бюджет.
Представители южноуральских предприятий и фирм заинтересованы в сотрудничестве с "Пятерочкой" еще и потому, что на сегодня это одна из наиболее продвинутых в интеллектуальном отношении торговых сетей России. "Пятерочка" - это образец высокотехнологичного бизнеса, включающий систему логистики, информатизации, подготовки кадров, ориентированных на потребности рынка. Благодаря системе автоматизации розничной торговли упрощаются такие процессы, как закупка и реализация товаров, товародвижение в магазинах, жестче соблюдается режим экономии. Предотвращаются потери и в итоге общие издержки снижаются.
В этой оперативности и слаженности немаловажную роль опять-таки играет сотрудничество с местными поставщиками, территориальная доступность которых избавляет от необходимости дополнительных транспортных расходов и позволяет сохранять традиционно низкую торговую надбавку. Все это вместе взятое создает основу для формирования более демократичной ценовой политики в масштабах города. И чем дольше стаж этого сотрудничества, тем выше уровень взаимопонимания между представителями торговли и поставщиками, а значит, больше преимуществ и у покупателей.
- Мы любим работать с "Пятерочкой", потому что здесь подобралась высокопрофессиональная команда менеджеров, умеющих, что называется, подать товар лицом, - говорит С.Н. Братков, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами ОАО "Южуралкондитер". - Продавцы постоянно ищут новые формы работы с покупателями, используют все возможности, чтобы рассказать о новых товарах. Это и консультации, и встречи со специалистами торговой инспекции, и дегустации новых наименований продукции местных поставщиков, пользующиеся особой популярностью у покупателей.
- На мой взгляд, очень важно, что все без исключения магазины "Пятерочки" располагают прекрасным оборудованием, мощными холодильными и вентиляционными установками, построен современный складской комплекс, - считает Дмитрий Александрович Бородулин, руководитель региональной группы ОАО "КХП им. Григоровича". - Все это создает наилучшие условия для хранения и реализации товаров, позволяет работникам прилавка всегда быть на высоте. Поэтому мы и выбираем "Пятерочку"!
Кстати сказать, работа с местными поставщиками вполне в русле общемировых тенденций. Многие предприятия торговли и торговые сети за рубежом сегодня ограничивают объемы работы с известными торговыми марками, справедливо полагая, что в этом случае покупатель вынужден переплачивать за бренд. Для России это особенно актуально, ведь отечественные зарплаты и пенсии несоизмеримы с европейскими. Руководители "Пятерочки" делом доказывают, что высокое качество реализуемой продукции и соответствующий уровень обслуживания можно обеспечить с помощью иных, более демократичных инструментов. Прежде всего это ответственное отношение к делу, контроль за всеми звеньями технологической цепи, неуклонное снижение издержек, развитие партнерства с местными производителями продукции. Магазины, исповедующие подобные принципы работы, обретают ту социальную направленность, благодаря которой начинают выгодно отличаться от других предприятий торговли и завоевывают предпочтения потребителей и уважение коллег.
О последнем можно судить по такому факту: в нынешнем году за выдающиеся достижения и личный вклад в развитие торговли в России управляющий сбытовой сети Челябинска Елена Владимировна Красникова удостоена высшей профессиональной награды Национальной ассоциации торговли - "Человек торговли-2004".
Сегодня коллектив челябинской сети "Пятерочка" отмечает еще одно радостное событие и в очередной раз подтверждает свой статус национального лидера торговли: на улице Богдана Хмельницкого открылся новый, 22-й по счету магазин. Он несет на себе все отличительные черты фирменного стиля "Пятерочки": здесь широкий выбор товаров, вежливое обслуживание, низкие цены, удобное расположение и, конечно, много новой и интересной продукции южноуральских товаропроизводителей. Приходите в "Пятерочку", и сами в этом убедитесь!
Лидия ПАНФИЛОВА