19-11-04


Михаил Смирнов: "Человек не может без музыки"

Сегодня автор гимна Челябинской области принимает поздравления по случаю своего 75-летия

Ольга ЕНДУТКИНА

Челябинск

Михаил Дмитриевич Смирнов имеет множество титулов и званий. Он заслуженный деятель искусств России, почетный профессор ЧГАКИ, член Союза композиторов России, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Ему принадлежит авторство пяти симфоний, программных оркестровых сочинений, множества произведений для хора, камерных инструментальных и сольных опусов. Смирнов - один из тех, кто стоял у истоков профессиональной композиторской школы Челябинска.

Прошло более 40 лет, как Михаил Смирнов окончил Уральскую государственную консерваторию и начал свой творческий путь. В эпицентре его творческих размышлений - переломные и трагические для нашей страны события. Это и Великая Отечественная война (Симфония N 3), и война в Чечне (Симфония N 5). На выражение таких тяжелых тем в искусстве, образов, навеянных драматическими, порой глобальными событиями, способен не каждый художник. Для этого нужны немалые душевные силы. И тем интереснее, откуда в самом исполняемом (каждое утро по областному радио) сочинении Смирнова, гимне Челябинской области, столько воодушевления и оптимизма. Парадоксы творческой личности мы попытались обсудить в разговоре с композитором.

- Михаил Дмитриевич, названные произведения уже состоялись. А что сейчас?

- Возрождаю некоторые мои наработки и темы. Многие из них обращены к раннему периоду творчества. Такова, например, оратория "Слава народу-победителю", которая будет исполнена 22 ноября. Это уже третья ее редакция. Есть у меня и мечта - написать что-нибудь для оперного театра. Но пока это трудно сделать. Помню, когда мне было 17 лет, я задумал написать оперу на тему, конечно же, любви. И первой в моем воображении возникла сцена признания влюбленных. Представьте: танцплощадка, играет духовой оркестр, и на этом фоне происходит диалог двух влюбленных - прямо как в "Кармен": отказ, полный раздор, непонимание друг друга: И еще мне очень хотелось, чтобы в этой опере сочетались духовой оркестр с симфоническим, как у Моцарта или Прокофьева...

Но мечта остается мечтой. Пока я иду по пути симфонического жанра. Это не случайно. У меня есть два сильных воспоминания из военных лет. Паек - 400 граммов черного хлеба, как будто из древесной стружки, и симфоническая музыка, которая неслась из всех "тарелок" на улицах. Как много ее было! Как много ее слушали! И как она воздействовала!

- Это было ваше первое музыкальное впечатление?

- И не только мое. Симфоническую музыку тогда слушали все. И не возникало расхожего вопроса: "А поймут ли ее люди? Не слишком ли она сложна?" Ведь это большой грех. Человек всегда поймет, если способен чувствовать. Человек вообще не может без музыки. Если запретить на какое-то время трансляцию музыки на радио и телевидении, то добрая половина населения России просто умрет. Человек устроен так, что все в нем звучит: и сердце, и каждая клеточка его организма.

- Михаил Дмитриевич, вы пишете сейчас уже шестую симфонию. О чем она?

- Петр Ильич Чайковский говорил: "Музыка из всех искусств - самое важное!" От себя добавлю: музыка парадоксальна сама по себе. Она не поддается режиссуре. И она способна воздействовать на личность, изменяя ее, - будь то преступник или благородный человек. Создавая новую симфонию, я думаю о том, что человек - к великому моему сожалению - уже не разумное существо, а безрассудное. В нем главенствует дьявольское, сатанинское начало. Возможно, человечество, в конце концов, уничтожит себя. Ведь оно все больше и больше забывает десять христианских заповедей. Вот эта тема и стоит во главе моей Шестой симфонии.

- У вас довольно пессимистическое настроение:

- И не только от того, что в нашей жизни много бед - войн и социальных катаклизмов. Но не меньшей бедой я считаю антимузыкальную политику, которая ведется на телевидении и радио. Все те ценности, которые считались глобальными - наличие голоса, художественного вкуса, отошли куда-то в небытие, и неизвестно, когда они возродятся. В современной молодежной культуре вообще, по-моему, происходит полное уничтожение понятия "музыка".

- И как, на ваш взгляд, можно противостоять этому процессу?

- Я бы начал с развития культуры Челябинска. И способов для этого - великое множество. Необходимо, мне кажется, возродить звучание музыки в парках. Ведь традиции парковой музыки прекрасны, игра духового оркестра создает неописуемое настроение. Такое же впечатление остается от звучания оркестровой музыки перед киносеансом. Кроме того, нужно возвращать традиции так называемого домашнего музицирования. Отдельная задача стоит перед преподавателями, которые должны развивать личность музыканта, не навязывая ребенку свой вкус. Только тогда можно найти в нем творческое начало, только так юный творец вступит на путь саморазвития - начнет искать материал, импровизировать. В конце этого пути находится высшая точка - профессиональное композиторское творчество.

- Вы преподаете в академии культуры. На ваш взгляд, есть ли среди ваших студентов преемники - те люди, которые были бы столь же бескомпромиссны в своем стремлении к настоящему композиторскому творчеству?

- У меня было и есть много учеников. Но одни ушли в сферу эстрадно-джазовой музыки, другие увлеклись конструктивизмом. Я не осуждаю их, но сам преломляю иные традиции. Живя в мире городской культуры, мы забываем о национальных крестьянских истоках. А ведь подлинное национальное начало русской музыки заложено именно там. Занимаясь со студентами академии, я стараюсь, чтобы они больше изучали фольклор, делали обработки народных наигрышей, напевов. Посредством этого я стараюсь развивать в своих учениках музыкальное мышление. Кто из них станет профессиональным композитором? Кто окажется зараженным "бациллой творчества"? Сказать трудно. Но уж если кто вступит на этот путь, никто и ничто не сможет ему помешать! Потому что композитор - это, прежде всего, творец. Он волен выбирать себе не только темы для сочинений, но и взгляд на окружающий мир, настаивать на собственных жизненных ценностях. В этом смысле он - самый свободный человек.

22 ноября в Концертном зале имени С. Прокофьева пройдет творческий вечер Михаила Смирнова. Среди произведений, которые услышит публика, две премьеры: Симфония N 3 (она посвящена В.Я. Рушанину) и Причет, толчком к созданию которого стала трагедия в Беслане. Кроме того, будет исполнена новая, третья редакция оратории "Слава народу-победителю" на стихи Г. Суздалева. В концерте примут участие государственный русский народный оркестр "Малахит" под управлением Виктора Лебедева и Камерный хор Челябинской филармонии под руководством Валерия Михальченко. Солисты - Ирина Галеева (сопрано), Марина Новокрещенова (меццо-сопрано), Юрий Никитин (баритон) и Элина Болодурина (домра). Начало - в 18.30.