19-11-99


Чтоб служба медом не казалась

"Генеральская дочь" с Траволтой в "КиноМаксе"

Я. ГАЙВАРОНЦЕВ

Челябинск

Целлулоидный мир Голливуда населен на самом деле всего несколькими персонажами. Все те фокусы, которые американцы вытворяют, придумывая новые фильмы, - это как музыка, варьирующая семь нот в течение тысячелетий. И ведь получается и там, и здесь!

Сильные женщины, осваивающие мужские специальности, психоаналитики, их пациенты, карьеристы. Но, конечно, главный герой - это всегда хороший парень, интеллект с кулаками. В случае с "Генеральской дочерью" таковым выбран Джон Траволта. Говорят, это самый динамичный его персонаж со времени "Криминального чтива". Здесь он - следователь военной полиции. Поначалу Траволта прикидывается этаким бравым сержантом-контрактником, дабы разоблачить сослуживца - тот, подлец, торгует казенным оружием. Новое дело заставляет героя одеться в штатское. Убита дочь уважаемого генерала с политическим будущим. И это на тщательно охраняемой военной базе!

Сам генерал все время призывает Траволту помнить, что тот в первую голову солдат. Вообще, кино отличается от нормальной жизни тем, что здесь не бывает лишних слов и деталей. Акценты расставляются "точечно". Раз генерал говорит такое, значит, за службу дочь родную продаст.

Другой популярный голливудский мотив - черти водятся именно что в тихом омуте. Это у нас понятно: если армия, значит, дело не чисто. У них не так. Гордость и краса, что авторы всячески подчеркивают. Сильные молодые ребята, чищеные ботинки, без единой пылинки мундиры, грамотная речь командиров. Но чем дальше, тем больше образцовая часть оказывается просто-таки "домом с вампирами". Не знаешь, в какой момент откуда выскочит. "Вампиров", конечно, меньше, чем порядочных граждан, но выясняется, что дочка-то переспала тут почти со всеми. Иной раз даже нестандартно.

Ниточка тянется, клубок катится. Оказывается, эта девушка так необычно вела целую психологическую, но справедливую войну со своим папашей, забывшим, что хорошим гражданином может называться лишь любящий отец. Благо, работа покойной (армейский психолог) позволяла и диагноз поставить, и мораль обнажить яркой метафорой.

Как, впрочем, и работа режиссера. Их задача - создать трепетное пространство из обычного кинозала. И с этим вполне справляется Саймон Уэст. Конечно, режиссер не забудет про "хеппи-энд". Но сделать это нужно так, чтобы зритель не верил в него до конца кино.

Показательно другое. Как ловко удается Уэсту совместить критику заведомо подозрительных армейских порядков и то, что зовется патриотизмом. Дескать, черти - что твои красные муравьи, могут завестись где угодно. Более того, есть смысл старательнее вглядываться в генералов, политиков и прочих респектабельных мужчин. Чтоб им служба медом не казалась, да и нам крепче спалось.