19-12-97
Директор ООО "Радиоэкологическая лаборатория МГРТ", созданного при Миасском горно-разведочном техникуме, аспирант Уральской горно-геологической академии Н. Андреев рассказал о таком случае из своей практики:
- Обследовал я частные дома на склоне Чашковских гор, что в старой части Миасса. Радиоактивность радона в одном из них, встроенном в скалу, оказалась равна 3,5 тысячи беккерелей в кубическом метре воздуха, а в погребе - 21 тысячи беккерелей. Во всем мире известно немного мест с таким многократным превышением нормы, составляющей всего 200 беккерелей.
Обследование я проводил по просьбе хозяев дома, которые после пяти лет проживания в нем стали сильно недомогать. Высказал свои соображения относительно причин нездоровья. Когда пришел вновь с более совершенной аппаратурой, двери открыли другие люди, купившие этот дом. Стал говорить о вероятности беды, подстерегающей их, но меня слушать не захотели. Еще в пяти домах и двух школах этого района обнаружил превышение предельно допустимого содержания радона...
Прервем рассказ Николая Михайловича, чтобы пояснить, что такое радон. Еще не так давно им лечились в санаториях, принимая водные ванны с обилием приятно щекочущих тело пузырьков. Они поднимались из воды, но запаха у этого газа не было. Цвета и вкуса - тоже. Действие его через кожу целебно, а вот вдыхание вместе с воздухом таит нешуточную угрозу здоровью. Хорошо, что это уяснили теперь многие врачи, уже не называющие выводы специалистов о высокой радиоактивности радона "еретическими", как было в свое время с Н. Андреевым. Мы привыкли иметь дело с внешним облучением, обусловленным, как правило, повышением уровня гамма- и бета-фона. Радон облучает организм человека изнутри. Длительное воздействие радона на легкие приводит к заболеванию их раком, повреждает генетические структуры человека.
Андреев - один из первых на Урале ученых-практиков, заявивших об этом во всеуслышание. Сначала как частное лицо предлагал властям и органам природоохраны провести радиоэкологические обследования жилых территорий, прежде всего детских садов, школ, больниц, чтобы при необходимости принять меры для снижения радоновой опасности. Ссылался на опыт стран Запада, где раньше, чем в России, распознали коварство радона. Там куплю-продажу домов, аренду помещений не производят без соответствующих обследований. У нас же от подобных предложений в большинстве случаев отмахивались, как, например, было и остается в Миассе (поистине: нет пророков в своем отечестве), пока не появилась в 1994 году федеральная программа "Радон". Правда, далеко не везде она заставила шевелиться госструктуры. Аналогичная областная программа принята лишь недавно, выполнение ее, по оценкам специалистов, идет из рук вон. Есть, однако, примеры, достойные подражания. Из южноуральских городов Златоуст первым начал работать по выявлению радоноопасных зон. Именно здесь Н. Андреев провел свои первые массовые радиационные обследования, что и подтолкнуло его к созданию лаборатории.
- Хотя Златоуст расположен в горах, радоноопасных участков установлено немного, - рассказывает ученый. - Правда, зафиксированное в одном детском саду пятикратное превышение допустимого уровня стало для городских властей сигналом бедствия. Здание перепрофилировали. Куда больше выделяется радона в Миассе, Чебаркуле, Челябинске, Сосновском и других районах области, но должного обследования там не проводится.
Авторитетная геологическая организация, занимающаяся поиском урановых месторождений, выявила на территории области зоны с чрезвычайно опасной концентрацией радона, в том числе в Челябинске, однако здоровье проживающих на них почему-то мало берется в расчет. Хотя по инициативе областного центра санэпиднадзора были обследованы на радон жилые массивы Пласта и Карталов, это доброе начинание не получило необходимого продолжения. В Челябинске есть прекрасная аппаратура, но мало специалистов, умеющих работать с ней. Главное же, что сдерживает эти исследования, - крайне скудное финансирование.
Между тем не везде так недооценивают радиационную безопасность. Власти Чебаркуля, Сатки, Аши при поддержке местных экологических фондов заключили с радиоэкологической лабораторией, к слову, единственной в своем роде не только в области, но и во всем Уральском регионе, договоры на обследование земельных отводов под строительство новостроек.
- Радиационно-экологические изыскания надо проводить в комплексе с инженерно-геологическими, как это делается на Западе, - убежден Н. Андреев. - К сожалению, радоновая опасность для большинства наших застройщиков все еще остается мифической, поскольку так спокойнее и дешевле. Радон нередко выделяется из стройматериалов, из артезианских скважин, при этом угроза, исходящая от него, также мало волнует заказчиков и подрядчиков строительства.
...По печальному совпадению именно с поселения у Чашковских гор начинался Миасс. Может, когда-нибудь будут проведены исследования на тему влияния на здоровье многих поколений горнозаводского люда здешних построек с полуподвальными жилыми помещениями.
Валерий ЕРЕМИН.
г. Миасс.