20-01-99


Смерть картины

Выставка Ольги Розет в галерее "Каменный пояс"

Для Челябы милая эта, аккуратная, просчитанная графика - самое настоящее современное искусство. Голые девушки, цветы и узоры. Спокойная, уравновешенная игра плавных линий и цветовых пятен. Никакой агрессии. Никакого смысла. Последнее важно особенно - картинка не обладает никакой информацией, сюжетом, пафосом. Ничего, кроме самой себя. Художнику больше не нужно отражать жизнь, думать об общественном значении картины. "Какая польза от этого портрета?" - спрашивал один папа в одном мультике. "Он дырку в обоях закрывает!" - грозно отвечала мама.

Да, Розет делает то, что обычно называется салонным искусством. И что обычно продается в художественных салонах. Но для нас и нормальное салонное искусство - редкость. Зайдите в любую лавку такого рода - едко-зеленые ели, пошлые натюрморты. Розет делает грамотную, техническую графику. Немного холодную. Чуть-чуть отстраненную. Кажется, она ни на что не претендует. Идеально для кухни или офиса. Просто ей нравится делать то, что она делает. И все.

Искусство народу принадлежать не должно! После того, как стало возможным скопировать любую картину и повесить дома "Мону Лизу" или "Подсолнухи", живопись как жанр резко устарела. Ибо потеряла свою принципиальную недоступность. И, значит, растратила ауру - один из важнейших критериев истинного эстетического переживания. За определением "ауры" отсылаю любопытствующих к работам немецкого философа Вальтера Беньямина. Наверняка в "публичке" они есть.

Нынешняя изобразительность уже давно подменяет собой дизайн. Будь это абстрактные или фигуративно-реалистические изображения. Она наиболее доступна и проста в обращении. Дырку вот в обоях закрыть может. И душевный комфорт обеспечивает, поднимая престиж своих обладателей в глазах соседей и друзей. А современным искусством теперь называют какие-то другие вещи - малопонятные сооружения и инсталляции, хеппенинги и перформенсы. То есть все то, что можно наблюдать, в чем можно участвовать. Но что, даже при сильном желании, унести домой просто невозможно.

В работах Розет симпатичная, в тон, рамочка оказывается не менее важной, чем все остальное. А это уже диагноз. Остается порадоваться появлению в наших салонах грамотной и беспафосной молодежи. Так, глядишь, и до актуального искусства доползем. Первый шаг к этому выставка Ольги Розет уже сделала.

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ.