20-01-99
В апреле исполняется 100 лет со дня рождения Дюка Эллингтона. Однако среди южноуральских любителей джаза есть люди, которые успели побывать на концерте живого классика.
- Специально с этой целью 25 лет назад я ездил в Москву, - рассказывает известный челябинский музыкант, руководитель джазового ансамбля "L-band" Георгий Анохин. - Концерт был потрясающий, отлично помню пожилого уже Эллингтона. Когда он дирижировал своим оркестром, то все время попивал вино из большой кружки, которая стояла рядом на столике. Свою московскую программу он открыл незабываемой композицией "Садись в поезд А". Классика!
...У дирижера Энхе кружки с вином не наблюдалось. Однако музыканты из Екатеринбурга свою программу, посвященную юбилею легендарного джазмена, начали также с "Садись в поезд А". Все сделано верно, этой композицией оркестр Эллингтона открывал практически все свои выступления. При первых же аккордах переполненный зал замер в предвкушении подлинной музыки. И она началась...
Барабанщик щеточками не стучал, гладил матовый пластик рабочего барабана и нежно проверял звонкие тарелки. Пианист - быстрые точные поцелуи пальцев по черно-белым клавишам. И уверенный мощный голос духовых инструментов, словно спешащий заявить людям, что мир - прекрасен. Великолепное соло на альт-саксофоне Игоря Котова в композиции "Положенный дозревать". Класс музыканта чувствуется через его раскованность. Джазмен играл не НА саксофоне, он играл с НИМ. Запросто, как с живым существом, весело, не напрягаясь и в то же время не забывая партии. Инструменты оживали, каждый на свой голос разговаривал друг с другом и тут же, повинуясь твердым жестам дирижера, начинали петь в унисон.
Показательный диалог фортепиано с бэндом состоялся в изящной композиции "На солнечной стороне улицы". А в "Посвящении" пианист Андрей Новосельский играл лишь одной правой рукой. Но казалось, убери он обе руки с клавиатуры, фортепиано все равно будет звучать.
Немного нарушила этот чудесный разговор живой человек - певица Надежда Маркова. Только она запела, и сразу стало понятно, что на сцене не Элла Фитцджеральд и даже не Ольга Сергеева. Дело даже не в произношении слова "nоthing", просто вокальный класс певицы до уровня инструменталистов явно не дотягивал.
Второе отделение концерта открыла струнная группа. На сцене академической драмы поместилось человек пятьдесят (!) музыкантов и все играли сла-жен-но. Джаз на скрипке? А что, солист Игорь Пузырев своим смычком в "Настроении индиго" вызвал гром аплодисментов. А как замечательно прозвучало соло трубы на нежном виолончельно-скрипичном фоне в красивейшей композиции "Осенняя песня". Совмещение струнных и духовых инструментов оркестру удалось как нельзя лучше.
В 1990 году лидеры популярной группы "Depeche Mode" Дэвид Гэхем и Мартин Гор сочинили песню "Personal Jesus". Она им самим так понравилась, что музыканты, записав десяток версий этого хита, вопреки всякой логике, выпустили целый альбом, состоявший только из одной песни "Personal Jesus". И на протяжении нескольких лет он весьма активно продавался. Самая знаменитая композиция, исполняемая оркестром Дюка Эллингтона "Караван", была написана значительно раньше. И если бы сразу вышел диск с одним лишь только "Караваном", то, сто процентов, он бы тиражировался и успешно покупался и по сей день, и еще в следующем тысячелетии. Просто есть весь джаз, и есть - "Караван". Пик вдохновения музыкантов из Екатеринбурга и любителей джаза из Челябинска пришелся как раз на эту величайшую мелодию. Словами такую музыку описать невозможно, это нужно слышать самому.
Роман ГРИБАНОВ.