20-02-98


Без Ишмуратовой - только "серебро"

Специальный корреспондент "Челябинского рабочего" передает с XYIII зимних Олимпийских игр

Медали едут в Тюмень

Нет, не вовремя слегла в постель Светлана Ишмуратова. Хотя когда болезнь приходит вовремя? Зато в Тюмени сегодня еще один большой праздник - к золотой медали Галины Куклевой в гонке биатлонисток на 7,5 км прибавилось "серебро" за эстафету 4х7,5 км. "Стреляющие лыжницы" из Тюменской области составили костяк "серебряного" квартета: Галина Куклева, Ольга Мельник и Альбина Ахатова. Четвертой в этом ансамбле была Ольга Ромасько из Красноярска, но если бы не откровенный провал тюменки Анны Волковой на 15-километровке, уверен, и Ромасько не нашлось бы места в эстафете. К сожалению, ведомственные и местечковые интересы иногда встают выше общегосударственных.

А с Ишмуратовой, наверное, у России было бы не "серебро", а "золото". Тяжелейшую трассу в пригороде Нагано - деревушке Нозава Оксен - устроители Олимпиады приготовили как будто специально для нее, бывшей лыжницы. И все-таки серебряные медали гораздо лучше, чем ничего. "Золото" взяли немецкие биатлонистки, а "бронзу" - норвежская сборная. Могучий коллектив олимпийцев Германии все дальше уходит в отрыв в медальном зачете. К вечеру сегодняшнего, 13-го дня зимних Игр-98 у немецкой команды 24 медали, 9 из которых - золотые. У сборной России счет такой: 8 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовая.

Кому теперь повезло?

25-ю (возможно, золотую) награду для ФРГ могла завоевать конькобежка Франциска Шенк. Если бы не упала на вираже во время забега на 1000 метров. Шенк бежала в паре с олимпийской чемпионкой на "полуторке" голландкой Марианной Тиммер, приняла хороший старт, как говорится, по графику мирового рекорда, а на повороте не смогла удержать равновесие и кубарем покатилась по льду. Тиммер пришлось финишировать без соперницы, но даже падение немки не очень-то смутило чемпионку. Она установила новый олимпийский рекорд - 1.16,51 и взяла второе "золото".

Помнится, подобная история произошла во время Олимпийских игр 1994 года. Тогда в забеге на 3000 метров упала Гунде Ниманн, которую все считали фавориткой, и золотая медаль досталась нашей Светлане Бажановой. "Повезло Свете", - говорили тогда и продолжают твердить теперь многие московские журналисты, включая уважаемого мной главного редактора спортивного отдела ИТАР-ТАСС Игоря Безрукавникова. Но, как показывают эти Олимпийские игры (да и предыдущие тоже), случайностей на состязаниях такого масштаба просто не бывает. Нельзя случайно стать олимпийским чемпионом! В любой медали "спрятан" труд множества людей самого спортсмена, тренеров, спортивных менеджеров, врачей, массажистов, биохимиков, техников. Всех и не перечислишь.

- В чем секрет такого бешеного прогресса скороходов из Голландии? - спросил я у олимпийской чемпионки-94, когда сборная Нидерландов положила в свою копилку пятую золотую награду.

- В том, - ответила Светлана Бажанова, - что голландцы сделали верные выводы из выступлений своих конькобежцев на Лиллехаммерской Олимпиаде и начали готовиться к Нагано-98 уже в 1994 году. Была собрана большая научно-методическая группа, которая учитывала в работе разные "мелочи".

- Например, новые коньки-"шлепанцы"?

- Не только коньки, хотя они, конечно, совершили настоящую революцию в спорте. Голландцы разработали (и держали в большом секрете) рассекатели воздуха, надеваемые на лоб и голени. За счет этих новшеств на каждом круге они выигрывают у остальных сотые и десятые доли секунды, которые потом складываются в медали. Причем эти обтекатели "работают" только при определенном положении тела. Значит, посадку тоже нужно было отрабатывать. И вообще, о чем говорить, если нас с Вадиком Саютиным на финишной предолимпийской прямой лишили массажиста, которому мы, кстати, платили из своего кармана, а каждого конькобежца сборной Голландии здесь обслуживают два человека! Я хочу сказать, что Федерация конькобежного спорта России и тренерский совет сборной страны продемонстрировали в Нагано свою полную несостоятельность...

Подробное интервью со Светланой Бажановой читайте в "Спортклубе" 27 февраля. А пока - о результатах выступления женщин на километровой дистанции. Рядом с Марианной Тиммер на пьедестале стояли американка Крис Уитти (1.16,79 - "серебро") и канадка Кэтриона Лемей-Доан (1.17,37 - "бронза"). Челябинка Наталья Полозкова заняла 17-е место (1.19,78), а лучшей из россиянок была петербурженка Светлана Журова - 1.19,04 (12-е место). Всего стартовали 40 девушек из 14 стран.

Япония устала от Олимпиады?

Они еще улыбаются, но все чаще эти улыбки носят дежурный характер, как в Америке и Европе. Они еще кланяются при встрече, но поклоны уже не такие энергичные, как в первые дни. И мою комнату в пресс-деревне стали убирать хуже: раз-раз, и готово. А со столика и телевизора даже не стирают пыль, которой, оказывается, в Японии много. Специальных автобусов для прессы и атлетов на улицах по-прежнему много, но все чаще они проносятся мимо, не обращая внимания на "голосующего" человека с аккредитацией. И по Нагано теперь надежнее ходить пешком, а не слушать жалостливое "сорри" ("извините") девушек и юношей - волонтеров за вечные опоздания автобусов. А еще надоела однообразная пища в столовой пресс-центра и кафетерий пресс-деревни, неустойчивая февральская погода, левостороннее движение. Хотя, может, это я устал, а не японцы? Может, будь у наших ребят хоть одна медаль - мое настроение тоже было бы другим?

Не знаю. Знаю одно: эти Игры-98 последней Олимпиады XX века оказались не челябинскими. И не стоит обвинять в этом только атлетов. Они старались, я это видел. Это - наша общая вина (или беда?), что в Нагано солнце светило не Южному Уралу. Надо спокойно разбираться и делать правильные выводы. Как голландцы.

Борис ТИТОВ.

(19 февраля 1998 года, Нагано, Япония).

Оперативную связь с редакцией наш корреспондент поддерживает с помощью мобильного телефона GSM предприятия "Челябинская сотовая связь".