20-03-02
Сергей КУКЛЕВ
Челябинск
Между прочим, до сих пор в Челябинске не было по-строено ни одного сверхлегкого летательного аппарата (СЛА), который бы сумел подняться в воздух. В области, Златоусте и Троицке удачные попытки были, самоделки летали, а вот в Челябинске пока парят только мотодельтапланы.
- Мы строим самолет, прототип которого показал себя в деле, - говорит куратор проекта Андрей Кувайцев.
:В лаборатории аэрокосмического факультета шагу некуда ступить, чтобы не наткнуться на какую-нибудь деталь от будущего самолета. Вот стол, на котором лежит деревянный каркас фюзеляжа, крючки с висящими на них нервюрами крыльев, на кульмане развешаны чертежи небольшого одноместного самолетика, в сторонке стоит сложенная коляска мотодельтаплана - готового детища лаборатории. Над новым СЛА модели "Арго-02" работают девять человек, первокурсники и выпускники ЮУрГУ. А всю кашу заварил Дмитрий Чеботарев, для которого "Арго-02" стал дипломным проектом.
- Я всегда хотел летать, - говорит Дмитрий. - Родился и вырос в Ташкенте и когда в 1992 году пришел в военкомат, мне дали от ворот поворот: "Ты не узбек:" Тогда я начал прыгать с парашютом, а прошлым летом в Челябинске встретился с ребятами, показал им чертежи и предложил самостоятельно построить самолет:
К счастью, декан аэрокосмического факультета Юрий Павлюк положительно относится к идее развития авиатехнического творчества, и теперь в лаборатории, где раньше размещался авиамодельный кружок, строится не модель, а настоящий летательный аппарат. Хозяин лаборатории Андрей Кувайцев, инженер-механик с 20-летним стажем, увлекается СЛА давно, сам построил три мотодельта-плана и даже участвовал в аэрофотосъемке Аркаима. Он считает, что единственный путь для человека, собирающегося проектировать летательные аппараты (а именно это одна из специализаций аэрокосмического факультета), - попробовать себя в мастерской. Под его руководством "Арго" уже почти "обрел скелет". Осталось обшить каркас фанерой и перкалем, установить двигатель, систему управления и пару-тройку сотен других "мелочей". В готовом виде СЛА будет представлять из себя цельнодеревянный самолет с размахом крыла около шести метров и длиной 4,5 метра. Предполагалось, что он будет готов в феврале, но сейчас строители предпочитают не загадывать. Единственное, в чем они по-настоящему уверены, так это в том, что "Арго" в конце концов полетит.
Когда аппарат, построенный руками нынешних и бывших студентов, будет готов, ему предстоит пройти московскую комиссию объединенной федерации СЛА, и тогда он из кусков дерева и фанеры, оснащенных двигателем от снегохода "Буран", превратится в "воздушное судно". Ребятам тоже предстоит пройти сертификацию на пилотов сверхлегких летательных аппаратов, а потом: Что потом, покажет время, но, думается, не раз еще сверкнет перкалевым крылом над золотым шпилем ЮУрГУ маленький самолет. Первый челябинский летающий самолет, построенный руками тех, кто не просто мечтает о небе, а приближается к нему.
Только факты
Извлечения из Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве РФ гласят, что "сверхлегкие летательные аппараты" - это летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг. Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы и т.п.) и моторные (дельталеты, мотодельтапланы, мотопарапланы, автожиры, микросамолеты и т.п.)
Первым строителем СЛА можно назвать мифического Дедала, чей сын Икар плохо кончил, пытаясь на самодельных крыльях забраться повыше к Солнцу.
Нынешние любители полетов на Южном Урале используют в основном дельта- и парапланы. Летом их можно увидеть на склонах Пугачевской горы в окрестностях Чебаркуля или на хребте Биягода, недалеко от башкирского местечка Аскарово, где они собираются на майские праздники.
В Челябинской области первый более-менее пригодный для полета самолет построил в первые послевоенные годы златоустовец Лев Комаров.
За последние пять-семь лет в Челябинске около десяти раз пытались "поставить на крыло" самодельные самолеты, но пока это не удавалось никому.
В последнее время расширяется применение СЛА в сельском хозяйстве. Дешевизна использования, скажем, мотодельтаплана по сравнению со стоимостью полетного времени "кукурузника" АН-2 заставляет руководство крестьянских хозяйств задуматься, когда встает вопрос об опылении полей. n