20-03-98


За "жесткий температурный режим"

В будущий четверг депутатами Законодательного собрания будет приниматься пакет рекомендаций по весьма наболевшему вопросу "О региональной политике в сфере образования Челябинской области". Исходя из него, правительству области рекомендовано разработать четыре новых закона и семь целевых программ, направленных на решение всероссийских проблем образования в отдельно взятой Челябинской области.

Проблем, как показали недавние депутатские слушания, оказалось так много, что для большинства они попросту свелись к одной извечной - отсутствию денег. От безденежья декларировались: обращение к Президенту о принятии нормативных актов, "способствующих обеспечению гарантий защиты и развития региональных систем образования", обращение к правительству области о приоритетном финансировании сферы образования и необходимости создания областного фонда поддержки и развития образования. Однако принесут ли эти декларации реальное денежное вливание, затрудняются сказать пока и сами депутаты.

Определенно можно высказаться лишь о том, что реформирование образования у нас будет приостановлено как минимум до Всероссийского съезда учителей. И платное обучение в школах, по крайней мере на уровне получения базового одиннадцатилетнего образования, нам пока не грозит. Слишком уж много неожиданностей принес первый этап реформы.

Из предложенных целевых программ самая интригующая, на наш взгляд, - программа "Возрождение традиций трудового и нравственного воспитания". Само слово "воспитание" исчезло из перечня документов об образовании еще несколько лет назад. Но, как водится, обещало вернуться. Так как, по мнению работников образовательной сферы, вместе с ним из школы ушел и некий организующий стержень, дающий ученикам позитивную программу жизни. Такую, какую раньше худо-бедно давала пионерская организация и комсомол.

О том, нужна ли нынешней школе идеология, можно спорить до бесконечности. Замминистра общего и профессионального образования Александр Асмолов несколько лет назад сказал, что деидеологизация школы в принципе смешна. Более того, именно школа обязана нести на себе функцию идеолога. Практика же показывает, что современные понятия о жизни дети теперь черпают не в школе, не дома, и даже не на улице - с экрана телевизора, задушевное присутствие которого в каждом доме давно не идет ни в какое сравнение с возможностями современного учителя. Первыми об этой проблеме заговорили в прокуратуре области, отметив рост показателей тяжких преступлений в подростковой среде. Поэтому еще одной рекомендацией депутатского корпуса стало "ограничение или запрет материалов, пропагандирующих идеологию насилия, жестокости и бездуховности в газетах, журналах, программах телевидения и книгоиздательской продукции. Пожалуй, не упомянули только о видеорынке, контролировать который так же затруднительно, как и все вышеперечисленные СМИ.

Из менее концептуальных решений очень порадовали перспективы введения в школах жесткого температурного режима, и кабинетной системы, при которой школьники вынуждены целый день, как неприкаенные, бродить из кабинета в кабинет, таская на спинах тяжелые ранцы. Теперь, за исключением уроков химии и труда, они будут находиться в одном помещении, где каждому во спасение от сколиоза можно будет подобрать подходящее "рабочее место". Кроме того, гораздо легче станет следить за санитарно-эпидемиологическим режимом. Начинать надо с малого.

Андрей НЕЗВАНЫЙ