20-03-98


Love story по-озерски

Я так думаю, если хоть раз решил сделать что-то по-своему - памятник тебе за это уж точно не поставят. Хуже того! Слухами обрастешь по самую ватерлинию, что корабль ракушкой. Родственники - в панике, друзья - в недоумении. Попробуй-ка объясни им, что ты все обдумал и у тебя все в порядке, если они тебя "с пеленок знают". Так было с выпускницей ЧелГУ Ириной Потылициной. Два года назад с дипломом филфака наперевес она отправилась, по общему приговору, "за туманом и за запахом тайги" - в городок с катастрофическим названием "Сороковка". Друзьям обрисовала свой вояж как "счастливый случай" и, что бы с ней ни происходило, от своих слов не отказывается...

- Уезжала золотой осенью. И когда автобус cвернул со Свердловского тракта, даже дух захватило - какая кругом красота и покой. Сразу появилась уверенность: "Да, хочу и смогу здесь остаться". Дальше - как в авантюрном романе, начиная с проверки документов на КПП. Реальность ощутимо уходила из-под ног. Оставалась позади, по ту сторону забора.

Первым удивил "лесной" вид улиц. Огромный район коттеджей, построенных в сосновом бору без единого срубленного дерева, наложил на город и его обитателей печать какой-то почти европейской щепетильности в отношении к природе. Поговаривают, это из-за близости "вредного" производства. Может быть. И второе - спокойные лица. Таких "на большой земле" (так в городе называют Челябинск и Екатеринбург) не встретишь. О преступности на этом "островке коммунизма" до последнего времени знали только понаслышке. Говорят, даже автомобили оставляли на улицах незапертыми. Чем не потерянный рай?

Смотря для кого! Оказаться в запретке, где свои законы, которые ты пока не в силах осознать, без крыши над головой, необходимых документов, а значит, и без шанса на возвращение - страшно. И так уж вышло, что среди десяти молодых специалистов (их здесь по осени считают) это испытание выпало на долю одной Иринки. В гимназии, куда она приехала преподавать, ее уже и в расписание включили. А вот с общежитием и оформлением пропуска - второго "паспорта" каждого озерчанина - заминка вышла. Проверка на прочность? И начались суровые полгода - под грифом "без права выезда", в небольшой комнатке, снятой в комунальной квартире. Утром - в гимназию, вечером - в очередь, чтобы чайник поставить. Потом до часу ночи - книги, планы, тетрадки.

- Как только вышла на работу, сразу поняла одно негласное правило. Какой бы ты ни была, с какими бы амбициями ни столкнулась в учительском коллективе - относиться к тебе будут в прямой зависимости от того, насколько ты нужна детям. Такая уж традиция! Вообще школы здесь по-хорошему консервативны, и это приносит свои плоды. В каждом классе (в наш-то век "голых" знаний!) есть свой штатный воспитатель, курирующий ребят до самого выпуска. Он отвечает за все, за каждую полученную двойку. И мне это поначалу немного диким казалось, ведь это и учительская недоработка. Кроме того, воспитатель не по году знает родителей. В некотором роде - семейный врач.

Удивительно, что о семейственности (читай - клановости) жителей городка Иринка отзывается только по-хорошему. С одной стороны, что же тут плохого, если люди живут своим кругом? Что бы доброго ни сделали - все по-родственному, по-соседски, по-знакомству. Однако для пришельца эта самая "клановость" может обернуться таким вакуумом общения, что на луну завоешь. К чужакам здесь отношение настороженное. Поначалу и Иринке хотелось вернуться домой, в свой "клан". Упрямство помешало или отсутствие пропуска - кто знает?

- Я верю в судьбу. Наверное, все должно было случиться именно так. Я не играла, не притворялась и не лезла в чужой монастырь... И теперь уже не уеду отсюда, даже если придется совсем плохо. Хотя бы из-за гимназии и детей. Здесь чувствуешь себя Учителем. Еще в старозаветном понимании этого слова.

Разговор происходил перед поездкой Иринки в Челябинск. С ученицей - на областную олимпиаду по литературе. Честь, для молодого специалиста, немалая. Город, хоть и по прошествии двух лет, все-таки ее принял. Сначала появились знакомые, потом подруги, а недавно и Валерий, за которым наша героиня, как за каменной стеной. Опять же сосватали - "коллективно". В принудительном порядке привели в компанию. И надо же, он оказался именно там. Не за горами свадьба. А с ней, возможно, и чувство вновь обретенного дома. Жаль только, на торжество не попадет никто из челябинских знакомых - пропускной режим. Вот такая история...

Андрей НЕЗВАНЫЙ