20-03-98
...Зал погружается во тьму, луч прожектора высвечивает сцену, посреди которой установлено инквизиторское кресло. В кресле человек, его руки стянуты цепями, ноги зажаты в колодки. На голове у него полиэтиленовый мешок, обмотанный вокруг шеи скотчем. Под леденящую кровь музыку на кресло сверху опускается ширма. Пара минут напряженного ожидания, ширма резко раздвигается - кандалы и веревки лежат на полу, а человек преспокойно читает газету, сидя на пыточном кресле...
Люди, умеющие без ключа освободиться от наручников и выбраться из запертого сундука, называют себя эскапистами. В начале ХХ века это цирковое ремесло процветало и дало миру таких легендарных людей, как Гарри Гудини и Джон Стафф. После смерти Гудини в 1924 году жанр потихоньку начал терять популярность, уступив место иллюзионистам, шпагоглотателям и "наперсточникам". И вот челябинец Сергей Вайс, называющий себя последователем Гудини, возрождает эту эффектную и довольно-таки рискованную профессию у нас в городе.
- Это ремесло, спорт или искусство? - спрашиваю я Вайса, пока он готовит реквизит. Дело происходит в клубе "Калиостро", где Сергей показывает сегодня несколько новых трюков. Например, такой - его заковывают в цепи, прицепляют к ногам груз и сажают в большой аквариум, полный воды.
- Ремесло в союзе с искусством. Профессиональный спорт в погоне за результатами ломает человека. Здесь все немного по-другому - важно настроиться, собраться с духом, прежде чем решиться сделать трюк. Не случайно многие эскаписты много внимания уделяют йоге и восточным единоборствам, где все идет от гармонии духа и тела.
- А без ширмы смог бы освободиться от пут? - спрашиваю у Сергея, примеряющего смирительную рубашку американского фасона - прочнейшая парусина, ремни, все сделано по фирменным выкройкам.
В ответ целая теория, как наилучшим образом обставить шоу:
- Могу, но трюк сильно потеряет в зрелищности. Даже когда слишком быстро развязываешься под ширмой, зрители не успевают понять, что произошло, и эффект уже не тот. Главная цель шоу - потрясти и удивить зрителей так, чтобы они запомнили представление на всю жизнь и детям о нем рассказывали.
Эскапизм - дело отчаянных парней, где-то даже
одержимых. Сергей тренируется ежедневно по много часов, сам строит инвентарь. Инвентарь, кстати, недешев - два года назад сделанный на ЧТЗ аквариум обошелся в семь миллионов рублей. С другой стороны:
- Иллюзионист в голом виде не покажет ни одного фокуса. Я могу в одних трусах демонстрировать все свои трюки. Другое дело, что это будет не столь зрелищно.
Сергей Вайс уже три года работает эскапистом - в его творческом багаже более десятка принципиально разных способов освобождения от разного рода фиксаций. Кандалы, две пары наручников, смирительная рубашка, заковывание ног в колодки, освобождение от веревок в подвешенном за ноги состоянии. Все на глазах и при непосредственном участии публики. Год за три, как у десантника - близкие не волнуются, провожая на гастроли?
- Жена верит в меня, точнее, в мою неуязвимость. И потом, нужна определенная подготовка (лет пятнадцать), чтобы безупречно и на высоком уровне работать трюки.
- А хитрости есть какие нибудь или секреты?
- Нет ничего печальнее разгаданных иллюзионных секретов - так умирает сказка. Моя главная цель все же публику удивлять. Хотя я знал очень сильного эскаписта, который ни разу в жизни не выступил для публики. Для него это был путь поиска внутренней гармонии, а не работа.
Согласитесь, эскапизм, как искусство выпутываться из тупиковых ситуаций, чрезвычайно ценное умение. Особенно в наше беспокойное время. Но ведь вот какая неприятность - великий Гудини, дважды при жизни выбиравшийся из заколоченного гроба, умер от невинного аппендицита!
Философия, однако. Но Сергей смотрит в будущее с оптимизмом:
- Публику можно удивлять до пенсии. Загвоздка в том, приятно ли будет зрителям наблюдать за морщинистым и неэстетичным стариком на сцене?