20-03-99
В три раза по сравнению с 1990 годом сократилось в области поголовье скота и птицы. Крестьяне режут скот, чтобы купить горючее, корма, заплатить за коммунальные услуги, отремонтировать технику. Коров и свиней выдают в качестве зарплаты. Но экономическая безысходность - не единственная причина угрожающего сокращения поголовья. Все больше на селе становится паниковских. И крадут они не только гусей, а любую живность, которая попадается под руку. По сути дела, они воруют у крестьян последнюю надежду. И подрывают нашу продовольственную безопасность.
Кражи скота особенно распространились в пореформенной России в конце XIX века. До этого времени конокрадами в основном были заезжие бродяги и цыгане. Потеря скотины ставила крестьянскую семью за грань выживания, поэтому наказывали попавшихся на этом очень сурово.
Если конокрада ловили крестьяне, его могли забить на месте. Власти смотрели на такие случаи сквозь пальцы. А если преступник попадал в руки офицального правосудия, его приговаривали к каторге.
Сегодня УК Российской Федерации предусматривает следующие наказания:
l по статье 158 ч.3 - кража (тайное похищение) организованной группой лиц в крупном размере - лишение свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой;
l по статье 161 ч.3 - грабеж (похищение на глазах у хозяев) - лишение свободы от 6 до 12 лет с конфискацией имущества;
l по статье 162 ч.3 - разбой (если хозяевам угрожали) - от 8 до 15 лет лишения свободы с конфискацией.
Паниковские штурмуют деревню...
Семья Хуснуллиных - обычная в деревне Ишалино Аргаяшского района. Сам хозяин - безработный, жена - на птицефабрике. Детей четверо. Старшая- подросток, остальные - мал мала меньше. Бедными себя не считали. Все богатство - в хлеву. Две коровы, да обе дойные - это вам понадежней рубля и доллара. Хоть доход невелик, а лежать не велит: молоко - это масло, творог, сметана. А продашь - деньги.
То утро окрасилось для Хуснуллиных мертвенно-серым цветом безысходной беды... Выбежала старшенькая во двор, и оттуда раздался ее недетский крик: двери хлева распахнуты, а двух коров, двух кормилиц, как языком слизнуло!
Несчастье согнуло, но не сломало Хуснуллиных. Поднатужились, поднапряглись и купили первотелочку.
Говорят, снаряды в одну воронку второй раз не падают. Может, для войны это и верно. В мирной-то жизни другой расклад. Украли у Хуснуллиных телочку... Увели звездной ночью по белому снегу. Забрали последнюю надежду на выживание, последнюю веру в человеческую справедливость... Потом местная милиция расстаралась и прищучила воров. Но в хлев-то их не поставить: пользы от них, как от козла молока.
Любовь Чумаченко,
главный специалист управления животноводства главного управления сельского хозяйства области:
- Недавно я была в командировке - в хозяйстве "Калиновка" Чесменского района. Животноводы были в шоке, у них только что украли трех коров, причем одна из них была стельной, должна была родить через два дня. Ночью воры забили этих животных прямо на территории фермы, выпустили брюшины, разделывали варварски, даже не снимая шкуры, в спешке забыли одну четвертинку туши. А сбыть ворованное мясо не составляет никакого труда. Как-то по дороге из Челябинска до Еманжелинска я насчитала десять перекупщиков. Говорят, что такой "дорожный" закуп практикуют различные колбасные цехи. Разумеется, никаких документов купцы не требуют.
Каирбек Сеилов,
глава администрации Нагайбакского района:
- Скота у нас воруют не больше и не меньше, чем в каком-нибудь другом районе. Это сегодня беда всей области. И с чисто экономической точки зрения, ущерб для нашего района не очень существенный. Другое дело - психологический фактор, чувство досады, когда скот воруют не в хозяйстве, а у людей. Обидно, когда не знаешь, чем помочь пенсионеру или простому работяге, у которого украли кормилицу.
С похитителями частного скота мы ведем достаточно жесткую борьбу. Мы не прощаем их - никаких ходатайств, никаких "взять на поруки". Украл скотину, попался - отвечай по всей строгости закона. Это же не дело - последнюю скотину у бабки воровать. Хотя попадаются не так часто. Кражи скота по сравнению с количеством других преступлений занимают у нас в районе первое место, но раскрываемость невысока. Искать одну корову, уведенную из большого стада, - это то же самое, что искать иголку в стоге сена.
Александр Алексеев,
прокурор Нагайбакского района:
- В нашем районе за эту зиму было похищено 43 лошади, 97 голов крупного рогатого скота, 21 овца и 15 свиней. Похитители скота причинили ущерб на общую сумму 392500 рублей. 97 уголовных дел передано в суд.
У нас есть и свои и "рекордсмены": например, некто Тульский, совершивший 11 краж и причинивший ущерб в 42150 рублей, Кураков, пять раз уводивший скот.
Причем, по материалам уголовных дел, не больше пяти краж было совершено по "уважительной" причине - тяжелое материальное положение. Подавляющее большинство преступлений произошло по схеме: украл - выпил - в тюрьму.
...и город
Валерий Задорин,
прокурор Ленинского района Челябинска:
- Буренку, украденную в поселке Фатеевка, похитители ухитрились затащить на третий этаж "хрущевки". Соседи, напуганные странным шумом, позвонили в милицию. Она приехала, когда корову разделывали прямо в квартире. Хозяевам вернули мясо.
Дерзкие и ретивые
Месяца два назад, подъезжая к селу Метлино Аргаяшского района, каждый замечал огромную стаю ворон. Жители села охотно объясняли: это какие-то негодяи украли двух коров, отрезали и увезли только задние ноги, а неосвежеванные туши бросили.
Федор Каримов,
начальник управления по расследованию организованной преступной деятельности ГУВД области, полковник юстиции:
- В последнее время преступники, занимающиеся кражами скота, ведут себя особенно дерзко. Недавно закончено дело о том, как летом прошлого года преступная группировка увела с совхозного пастбища 106 коров - целое стадо! Этих животных гнали три дня, а на четвертый криминальных погонщиков задержали. Коров опять своим ходом повели в родное хозяйство, которое жило только молоком. Преступники предстали перед судом, но получили только "условно". Руки опускаются, когда видишь, как уходят от наказания те, кто украл единственных кормилиц.
Сейчас передано в суд дело, по которому проходит преступная группировка (семь человек), в течение пяти месяцев совершившая 25 хищений скота в Аргаяшском, Сосновском, Красноармейском районах. Как правило, уводили по ночам две-три коровы, забивали в ближайшем лесочке, загружали мясо в машины, увозили в город нелегальным скупщикам. У преступников были готовы поддельные справки ветеринарной экспертизы, прочие документы.
Как их ловят
Самым эффективным способом, как показывет практика, являются рейды. Осенью 1998 года, когда резко возросло количество краж скота, по инициативе начальника УВД области Ю. Луконина по всей области были проведены рейды: досматривались машины, въезжающие в города, устраивались проверки на дорогах.
Удается вычислить преступников и через сбытчиков при регулярной проверке пунктов приема мяса. Кроме того, в деревне вора всегда видно: если человек не работает, а всегда при водке и табаке, вряд ли он получил наследство - скорее всего, что-то украл.
К каждй корове милиционера не приставишь. А многие потерпевшие не заявляют в милицию - корову украли, уже наверняка забили, ее теперь не вернешь, милиция ничего не сможет сделать. Не надо забывать, что кражу скота, как и любое другое преступление, легче раскрыть по горячим следам. Кроме того, таким "бизнесом" занимаются преступные группировки, имеющие несколько автомобилей и ворующие скот регулярно. Чем быстрее их удастся поймать, тем меньше хозяев останется без своих буренок.
Подготовили Александра ФИЛИЧКИНА, Алевтина НИКИТИНА, Виктор Рискин и Сергей КУКЛЕВ.