20-04-02
Анастасия БЕРСЕНЕВА
Челябинск
Одна из студенческих баек гласит: заучившиеся студенты сходят с ума, и их держат "в психушке". Корреспондент "Челябинского рабочего" до поры до времени относился к этому именно как к байке. Пока близкая подруга не попала в психиатрическую больницу с диагнозом: депрессия. На вопрос: "Из-за чего?" - девушка ответила: "Переучилась". Слух стал реальностью - таких, как она, оказалось очень много. Большинство "пострадавших" на эту тему разговаривает неохотно. Но вот рядовая история болезни.
Юлина история
Юля самая обыкновенная девочка. Большие карие глаза, стройная фигурка, коса до пояса. С детства она была очень ответственной. В детском садике всегда следила за своей внешностью и сама готовила наряды "на завтра". Никогда не опаздывала в школу. Даже когда у нее была температура, родители не могли заставить ее лежать дома. Из школы придет, сначала уроки сделает и только потом гуляет. С первого класса Юля училась на одни пятерки. Родители не могли на нее нарадоваться. Лучшая ученица в своем пятом классе! Свободного времени не было - его "съедали" занятия бальными танцами, большой теннис и курсы английского языка. Юля хотела стать переводчиком. Вот только была она очень нерешительной, робкой девочкой. Учитель физики называл ее самой скромной. "Она с детства неинициативная, - говорит Юлина мама. - Я приду за ней в садик, все дети прыгают, а Юля на веранде сидит. Со слезами думаю: если бы воспитательница предложила ей поиграть, она не сидела бы одна!" Даже в танцевальном кружке Юля боялась заходить в класс. Бывало, мама заведет ее в кабинет, а сама дверь закроет, чтобы дочь не вышла.
Чувствительная от природы, Юля плакала от жалости к животным и старушкам. Смерть любимой кошки Олеси вспоминает до сих пор. А однажды летом в деревне подружилась с собакой. Уезжая, девочка сильно переживала расставание. "Мы ехали на машине, а собака бежала за нами. Долго-долго бежала, но догнать не могла, - вспоминает Юля. - А я всю дорогу плакала". Родители считали, что это нормально для детей ее возраста. Только в школе чувствительность дочери показалась им необычной. Отличница Юля начала плакать из-за четверок! Пятиклассница не могла пережить, что чего-то не знала, недотягивала, отставала. Однажды у Юли начались головные боли и нервные тики. В отчаянии ее мама обратилась к врачам, а после - к психологу. Только тогда родители узнали, что у Юли повышенная ответственность и что она не умеет переживать неудачи.
Психолог отметил у девочки огромное напряжение эмоциональной сферы и прописал Юле особое лечение. Играми. "Я рисовала фигурки, - улыбается она, - лепила из пластилина, слушала музыку, танцевала!" Она играла, как обыкновенный ребенок. Главное, что она это делала для собственного удовольствия! Как ни странно, но лечение помогло. "Я поняла, что слишком ответственно относилась ко всему. А теперь жить стало легче!" Родители тоже почувствовали перемену, произошедшую в дочери. "Как-то звонит она из школы мне на работу, - вспоминает Юлина мама, - и говорит: "У меня украли сапоги". Я в ужасе, это огромный шок для ребенка! А она спрашивает: "Мне как, расстраиваться или нет?" Мы с папой больше переживали, как она отреагирует!"
Сейчас у Юли нет проблем. Она продолжает учиться на пятерки, но редкие четверки принимаются без слез. Пробовала себя в роли фотомодели. Высокую и красивую, ее сразу выбрали для демонстрации платьев от фабрики "Русская линия", а потом ее фотографию поместили в каталог моделей. Когда два года спустя к ней позвонил психолог, чтобы спросить, может ли она рассказать о себе корреспонденту "Челябинского рабочего", Юля удивилась: "А что ты мне звонишь? У меня все в порядке!" Ей повезло. Сейчас она даже не понимает, что когда-то была на грани нервного срыва.
Дети, не умеющие проигрывать
Большинство школьников из хороших, крепких семей воспитываются так же, как и Юля. А значит, и они не застрахованы от перенапряжения.
В психологии есть термин "стресс-сгорание". Это постоянное желание человека быть лучше, стремление выделиться. Безумный XXI век добавил скорости марафону лидеров. Нынче в нем наравне со взрослыми участвуют школьники и студенты. Гонка за хорошими оценками, похвалой преподавателей становится единственной целью их жизни. Растущий организм не в силах выдержать ни интеллектуальные нагрузки, ни физические.
-Мы не учим детей переживать неудачу, проигрывать, - объясняет практический психолог Николай Шукшин. - Любая стрессовая ситуация, которую они не могут самостоятельно пережить, усиливает напряжение. Напряжение вызывает и безответная любовь. Как правило, такие ребята влюбляются "капитально". Результат - нарушение функций организма, нервные заболевания, вплоть до шизофрении, самоубийства. В моей практике был случай, когда школьника-отличника в присутствии девушки оскорбил учитель. Парня вынули из петли. Он потом говорил: я не знал, как мне жить дальше! А ведь надо было только поддержать его, поговорить с ним.
Психологам приходится слишком часто выслушивать рассказы ребят о том, как они одиноки, как им приходится постоянно зубрить, потому что они обязаны быть лучшими в классе, гордостью школы. Иначе они не умеют. Но за внешним лидерством кроются неумение общаться, страх перед обществом, повышенная впечатлительность и нервозность.
Механизм заболевания
-Причину постоянного напряжения - повышенную ответственность - надо искать в детстве, - уверен Николай Шукшин.
Родители ведут первоклашку в школу и говорят ему: "Учись на одни пятерки, тогда поступишь в университет и обеспечишь себе будущее". Чтобы дети слушались, вовсе не обязательно стоять над душой. Для холериков и меланхоликов достаточно просьбы. В любом случае появляется страх неудачи. Ребенок будет делать все, чтобы не огорчить родителей, чтобы не вызвать гнева учителей. Простоит весь урок в коридоре, боясь зайти в класс после звонка. Будет терпеть полчаса, боясь попроситься в туалет. А поставленная учителем четверка (не дай бог, тройка!) станет для него трагедией со слезами и истерикой. Неумение пережить неудачу вызывает напряжение и, как следствие, нервные заболевания. Дети со слабой нервной системой не выдерживают гонки за оценками в школе, скатываются на тройки. Ребята с крепкой нервной системой становятся медалистами, поступают в университет. Но проблемы не уходят. Перемена места учебы несет новые стрессы, депрессии, и, как следствие, - заниженная самооценка.
- Единственный выход - снятие ответственности, - говорит Николай Шукшин. - Если ребенок посещает спортивную секцию, пусть он ходит в нее ради удовольствия, а не ради побед на соревнованиях. Школьникам и студентам можно снизить уровень требований на экзаменах. Главное - доказать отличнику, что он вовсе не обязан быть лучше всех, что четверки не являются показателями его незнания, что он может учиться, развлекаться и отдыхать, когда он сам того пожелает!
Доза знания
- Все - яд, все - лекарство, решает доза, - Оксана Новгородцева, заведующая кабинетом психотерапии ГКБ N 3, в разговоре с корреспондентом "Челябинского рабочего" процитировала Парацельса. - Это можно отнести и к еде, и к физическим нагрузкам, и к учебе. Болезнь возникает, когда сила агрессивных факторов превышает силу защитных механизмов организма. Сначала идет расстройство адаптации, а потом возникают психосоматические (появляющиеся под воздействием психической нагрузки - А.Б.) болезни: аллергия, сыпь, бронхиальная астма.
Ее поддерживает Ирина Науменко, терапевт "студенческой" больницы N 2:
- Сейчас много ослабленных студентов. У большинства астеновегетативный синдром - синдром хронической усталости. Из-за перенапряжения, неправильного питания, недосыпания появляются хронический гастрит, язвенные болезни, гипертонические болезни, снижается иммунитет и, как следствие, пневмония, частые ОРЗ. Распространен в студенческой среде и туберкулез. Раньше это заболевание встречалось у заключенных. Теперь из-за ослабленного иммунитета молодой организм не справляется с палочкой Коха.
Челябинским студентам комплексное психологическое обследование можно пройти только в 27-м отделении неврозов областной психоневрологической больницы и в реабилитационном отделении городской больницы N 2 - "студенческой".
Всего два места на весь город. Город, в котором живут 43 тысячи студентов.
Подведение итогов
Если дети "сгорают", значит, это кому-нибудь нужно? Конечно, не родителям. Они просто хотят, чтобы их ребенок получил образование и хорошую профессию.
- Просто родители росли во время социализма! - объясняет психолог Оксана Новгородцева. - Тогда система образования гарантировала поступление в вузы после окончания школы. Сегодня такой уверенности нет. Теперь родители берут на себя материальные расходы, а шестилетний ребенок вынужден зарабатывать хороший аттестат.
Министерство образования тоже не ставит целью довести ребенка до болезни. Ведь не может же государство хотеть вреда своему маленькому народу! Однако сложную программу обучения специалисты и родители считают первопричиной постоянных эмоциональных стрессов у учащихся.
Ежегодно количество людей, страдающих от стресса, увеличивается. По данным официальной статистики, в состоянии хронического стресса живет 80 процентов населения Российской Федерации. "За последние восемь лет количество социально значимых заболеваний (неврозов и невротических реакций) увеличилось в пять раз", - гласит стенной плакат в 27-м отделении неврозов Челябинской областной психоневрологической больницы.
Нас ждет эра социопатов и неврастеников с высшим образованием? n
Симптомы эмоционального стресса:
эмоциональное напряжение, тревога, страх. А также вегетативные расстройства: сердцебиение, дрожь в руках, повышенная потливость, побледнение или покраснение кожи, головокружение, чувство удушья, желудочно-кишечные расстройства.
Как снять напряжение у учащихся?
Советы от психолога
Николая Шукшина
n Упражнения с дыханием. Закрыть глаза и дышать в обычном ритме. Слушать дыхание в течение 3-5 минут.
n Упражнение "скала". Встать прямо, ступни на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Покачаться с пятки на пятку, напрягая ступни и руки. Можно попросить кого-нибудь легонько толкнуть и сопротивляться этому толчку.
n Напряжение также снимается, если смотреть на огонь и регулярно посещать бассейн.
n При утомлении - выпить стакан сладкого чая. А чтобы снять уныние, надо съедать в день по одному банану и подтаявшему мороженому.
n Кстати, можно запомнить больше информации, если опустить ноги в прохладную воду. Увеличится приток крови к мозгу.