20-04-05


Миасский кризис

Уже месяц город в Золотой долине не может выбрать главу

12 мая исполнится год "мэрскому сиротству" Миасса: после ареста и заключения под стражу Владимира Григориади 200-тысячный город возглавляют только "временно исполняющие обязанности". Городское Собрание, пока не сумевшее реализовать возможность выбрать главу "из своего круга", раздирают внутренние противоречия. Мы попросили самих депутатов рассказать, что им мешает найти общий язык, а также пригласили к разговору главу Миасской администрации и экспертов.

- Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в связи с затянувшимися выборами главы Миасского городского округа?

Ирина Серко, и.о. главы администрации (до 30 марта и.о. главы города): Постараюсь разложить все по полочкам и начну с резолюции собрания представителей малого и среднего бизнеса, организованного командой Ардабьевского. В ней говорится об экономическом кризисе, переходящем в политический. Со всей ответственностью заявляю: экономического кризиса в городе нет. По 95 процентам предприятий наблюдается рост в действующих и в сопоставимых ценах, индекс физического объема увеличился. Об устойчивом развитии говорят и такие показатели, как количество малых предприятий, в том числе новых, земельных участков, выделенных для развития бизнеса, а также другие экономические индикаторы.

Нет повода говорить и о политическом кризисе. Существует Устав, изменения которого подтверждены судебным решением, есть сформированные в соответствии с Уставом органы местного самоуправления. Они правомочны и уже решают многие городские вопросы по благоустройству, теплоснабжению, строительству, подготовке к 60-летию Победы. В чем кризис-то состоит - в отсутствии высшего должностного лица? Идет нормальный процесс выборов путем переговоров. К сожалению, некоторые депутаты не проявили умения договариваться, а ведь это неотъемлемая черта политика любого уровня, поэтому можно говорить о проблеме политической зрелости.

Михаил Жмаев, депутат ЗСО, член согласительной комиссии по выборам главы округа: Я оцениваю ситуацию как нездоровую. То, что сегодня происходит в городском Собрании, иначе как клоунадой не назовешь. Глава города в принципе лишен серьезных полномочий в выполнении функций представительства Миасса в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти. В экономике дела не блестящи: состояние Уральского автомобильного завода очень сложное, что видно по скопившимся в отделе сбыта машинам. Естественно, это сказывается на очень широком секторе экономики, который действует под эгидой автозавода. Сложное положение в городском хозяйстве: в автотранспортных предприятиях проблемы с рабочими, с состоянием автопарка; в жилищно-коммунальной сфере назревает серьезная проблема с возвратом долгов населению за содержание жилищного фонда. Сам ход и результаты выборов в Миассе говорят о том, насколько нищ наш народ, который покупается за 50 рублей и избирает во власть людей весьма сомнительной репутации.

Николай Кривошеев, заместитель генерального директора ООО "Автокомплект", депутат Собрания, кандидат на пост мэра: Налицо кризис личных амбиций, который подпирают ошибки, допущенные при подготовке нового Устава. На жизни города это катастрофически не отражается, во всяком случае, пока.

Виктор Ардабьевский, гендиректор ЗАО "Кедр", депутат Собрания, кандидат на пост мэра: Что бы ни говорила сегодня исполнительная власть, но Миассу как можно скорее необходим легитимный глава: мы уже скоро год как управляемся чиновником с приставкой "врио". Сегодня все представляется так, словно две группы депутатов не могут договориться по кандидатуре главы. Недавно мой оппонент Николай Кривошеев предложил провести переговоры публично, в прямом эфире. К сожалению, это непродуктивно: я не управляю мнением тех депутатов, кто поддерживает мою кандидатуру, и не могу приказать им голосовать за Кривошеева. И тем более Николай Кривошеев не может диктовать свою волю тем, кто голосует за него. Так о чем же договариваться? Мы можем разрешить этот кризис одним способом - убрав давление на депутатов со стороны двух крупных предприятий города Миасса.

- В нынешнем миасском парламенте обозначились команды, зеркально отражающие состояние общества, расколотого многолетним противостоянием двух сил. Одни готовы к кардинальным переменам, другие желали бы сохранить статус-кво. Часть населения считает, что экс-мэр Владимир Григориади бросил своим поступком тень на всю команду. Может, процесс выбора главы тормозит опасение, что им станет "человек Григориади", и то, что осуждено законом, будет продолжаться?

Ирина Серко: Во-первых, так считают не все. Во-вторых, нет никакого раскола. Есть попытка искусственно противопоставить интересы малого, среднего и крупного бизнеса. В третьих, команда - это люди, объединенные общими задачами, целями и руководствующиеся при этом собственными принципами, совестью. Ну давайте тогда разгоним всех, потому что появился человек, так или иначе себя опорочивший! Я по решению городского Совета и в соответствии с Уставом исполняла обязанности главы города, сейчас - главы администрации. Как наемный работник за зарплату делаю то, что мне поручено, и стараюсь исполнять свои обязанности добросовестно.

Михаил Жмаев: Чудовищность ситуации, когда глава города берет взятки, в том, что коррупция, как зараза, поражает чиновников. Ко мне и сейчас поступает информация, что без "ублажения" некоторых чиновников не решить тот или иной вопрос. Думаю, наступит время, когда все будет облечено в правовые формы, и некоторым придется доказывать незапятнанность своей деловой репутации. В городе ходит информация, что дело по Григориади было не единственным и грядут новые расследования злоупотреблений, которые допускались и допускаются до сих пор. Знаю об этом, потому что как юрист веду дела, в которых неправомерность деятельности органов местного самоуправления уже доказана судом.

Сергей Лихачев, президент благотворительного фонда "Комитет по борьбе с коррупцией, юридической и социальной помощи": Коррупционен ли Миасс - вообще не вопрос. Начиная с 2001 года в городе была создана двух-этажная система взаимоотношений администрации и населения. Миасцы видели лишь второй этаж, где власть неустанно пеклась о горожанах. Но все настоящие дела делались на первом этаже или еще ниже, в подвалах местного самоуправления. Разгребание залежей коррупции в этих подвалах должно быть делом чести правоохранителей. Вдумайтесь: практически вся муниципальная собственность находится в руках узкой группы лиц на правах аренды: еще немного, и они все это купят. А если у меня, скажем, в руках транспорт, сети холодного водоснабжения, морг, транспортная структура - что мне глава города? Да он сам ко мне на поклон ходить будет! Аренде муниципальной собственности предшествовали банкротства предприятий, которые весьма похожи на преднамеренные. Это захват города. Ходят упорные слухи, что правоохранительные органы на днях возбудят по этим фактам уголовные дела. Надо сказать, что неповоротливость нашей правоохранительной системы просто поражает. Весь город необходимо было перетряхнуть еще год назад, сразу после ареста Григориади. Факт получения им взятки, по большому счету, просто мелочь в сравнении с действительным ущербом, причиненным его администрацией городу. Сегодня нельзя даже обсуждать возможность того, чтобы оставить у власти тех, кто входил в ближайшее окружение Григориади. Пока, к сожалению, команда продолжает свою работу.

Николай Кривошеев: Первоначально в городе обозначилось противостояние мелкого и среднего бизнеса с крупным. Предприниматели считают необходимым провести демонтаж всей системы управления городом и тотальную чистку рядов администрации. Крупный бизнес выступил за "косметические" изменения. Так как при голосовании силы распределились примерно поровну, возникла патовая ситуация. Я сначала входил в группу предпринимателей, выступающих под флагом обновления рядов администрации, но крупный бизнес пошел на компромисс и согласился поддержать мою кандидатуру как подходящую для разрешения кризиса власти. Предприниматели и независимые депутаты также поддержали меня: вроде бы достигли консенсуса, но первоначальное "ядро противостояния" отказалось идти на уступки, пользуясь возможностью блокировать решения - для победы мне не хватило трех голосов.

- Сегодня после небольшой, но все-таки "обкатки" обновленного Устава можете высветить его плюсы и минусы?

Николай Кривошеев: В новом Уставе есть здравые задумки, но проработанность документа не на высоте. Это говорит о том, что при подготовке документа не сочли нужным привлечь экспертов и аналитиков для прогнозирования возможных последствий. Устав плох, но его надо соблюдать. При первой же возможности в него будут внесены изменения: но только после предварительных консультаций с экспертами, обсуждения на Собрании, согласования с широкой общественностью города. Вот тогда это будет Устав города, написанный для жителей и вместе с ними.

Сергей Лихачев: Спорить о том, какая система выбора главы лучше, - уже нонсенс. Спорить об этом неконструктивно, поскольку первая задача демократии - если не исключить, то максимально минимизировать возможность манипуляции теми, от кого зависит судьба выборов. А манипулировать общественным мнением куда сложнее, чем мнением 25 "выборщиков" - это же просто математика, о чем тут спорить? Может быть, скажу жестко, но лишать людей права выбирать - это уголовное преступление. То же относится и к решению президента по выборам губернаторов. Все слова об укреплении вертикали не выдерживают никакой критики. Единственное, что сегодня следует укреплять, так это демократические институты. Время, когда любая власть контролирует все общество, прошло, а это значит, что впереди нас ждут глубокие социальные потрясения. И вызваны они будут именно сворачиванием гражданских прав и свобод!

Виктор Ардабьевский: Изменение Устава города - непродуманный шаг, если, конечно, авторы поправок не добивались сегодняшнего политического кризиса специально. Я разговаривал со многими депутатами прошлого созыва, голосовавшими за эту поправку, и они рассказывали о чудовищном давлении, оказанном на них извне. Все, кто следит за ситуацией, понимают, для чего это было сделано. Испуганные возвращением в политику Михаила Жмаева его соперники изменили Устав. Изменения прорабатывались второпях, чтобы успеть до конца года, иначе поправка не начала бы работать к 20 марта. В результате допущены роковые ошибки. Если отвлечься от юридической составляющей проблемы и говорить о нравственной, если вспомнить, что одним росчерком пера миасцы были лишены права влиять на выбор главы своего города, то здесь моя оценка будет еще более жесткой. Нельзя манипулировать демократией, это недостойно. Считаю, что выборы главы должны проводиться путем всенародного голосования. Поэтому мы предлагали обратиться к жителям города. Каждый депутат должен был сказать себе: "В этом вопросе я буду опираться на мнение избирателей". Я уже заявлял публично и повторю еще: если люди откажут мне в доверии, свою кандидатуру на пост главы сниму не задумываясь. Сегодня мы предлагаем депутатам запустить процедуру опроса населения, эта норма прописана в Федеральном законе "Об основах местного самоуправления". Пока энтузиазма у своих оппонентов не наблюдаем.

Ирина Серко: Минусов не вижу. Устав ужесточил требования к важнейшей политической фигуре, и это справедливо: глава округа, прошедший через двойное "сито", должен соответствовать высоким требованиям. Как показал предыдущий горький опыт, нельзя сосредоточивать всю власть в руках одного человека: должна быть представительная и исполнительная власть с четко очерченными полномочиями и ответственностью. Когда усиливается один фланг, происходят перекосы, ведущие к последствиям, в том числе для города.

Михаил Жмаев: Вся система местного самоуправления в результате решений депутатов прошлого созыва приведена в негодность. Сейчас она оспаривается группой жителей города. В иске, который рассматривается в областном суде, поставлен вопрос об отмене закона Челябинской области о создании Миасского городского округа, о правомерности проведения выборов. Речь идет о том, чтобы отменить результаты выборов 20 марта 2005 года, а право избирать главу предоставить населению. В случае положительного решения ухнет вся система органов местного самоуправления, как не укладывающаяся в рамки закона.

- До назначения сити-менеджера еще далеко, однако народная молва и некоторые эксперты "усаживают" в это кресло Серко. Вы, Ирина Аркадьевна, хотя бы мысленно "примерялись" к нему?

Ирина Серко: Я знаю, что это каторжный, нет - лошадиный труд, знаю, как трудно без денег сделать то, что надо сделать все равно. И у меня нет амбиций занять какое-то кресло. Нет, и все.

- Могут ли претенденты на мэрский пост хотя бы тезисно изложить, что они готовы привнести в жизнь города?

Николай Кривошеев: Я предлагаю разработать три программы: долгосрочную стратегическую, среднесрочную тактическую и кратко-срочную оперативную. Творческая группа уже приступила к разработке проекта стратегического плана социально-экономического развития города, но детали пока не хочу раскрывать.

Виктор Ардабьевский: О чем следует сегодня говорить, так это о прозрачности власти. В Миассе до сих пор все максимально закрыто, решения принимаются узким кругом лиц и в интересах тех людей, кто эти решения принимает. Закрытость власти - это благодатная почва для коррупции. Перед новой администрацией города встанут непростые задачи. В Миассе растет уровень безработицы. По имеющимся у меня данным, число безработных будет только расти. Средний и малый бизнес, который в последние годы так "пинался" администрацией, готов к увеличению рабочих мест. Другого выхода у нас нет: необходимо создать условия максимального благоприятствования для миасского бизнеса, поддерживать все здоровые начинания предпринимателей. Надо разбираться с муниципальной собственностью, отданной прежней администрацией в аренду без проведения каких-либо конкурсов, смотреть программы развития здравоохранения и образования.

Неспособность городского Собрания оперативно, спокойно и цивилизованно разрулить ситуацию вызывает новые очаги недовольства. 18 апреля у здания администрации городская организация партии "Яблоко" провела митинг за возврат процедуры всенародного избрания мэра. К "яблочникам" присоединились КПРФ, городской совет ветеранов и совет почетных граждан. Последние также направили обращение губернатору Петру Сумину, депутатам Законодательного собрания области с просьбой принять меры по урегулированию ситуации, а миасскому парламенту дали срок до 1 мая, после чего потребуют от Собрания самороспуска.

Мнение горожан

Людмила Изотова, председатель Миасского городского общества инвалидов:

- Общенародные выборы главы лучше нынешнего варианта, это однозначно. Так случилось, что Устав до конца не додумали, и только когда приняли, поняли, во что это может вылиться.

Маснави Фаизов, гражданин Миасса:

- Население всегда мудрее небольшой группы людей: народ как бы изнутри знает кандидата-руководителя, отношение к рабочим, систему социальной защиты на его предприятии и случайных не пропускает. Надо было горожанам доверить выбор и уже давно были бы с главой. Не уверен, что депутаты определятся и на следующем заседании.

Игорь Цветков, строитель:

- Возмущен происходящим по всем направлениям. Нам "заткнули" рот, нарушив конституционные права простых людей, а серьезное дело доверили недееспособным людям.

Ольга Орешкина, член общественной организации "Малая Родина":

- Когда нарушаются многолетние традиции, в том числе политические, демократические, это приводит к ломке всего механизма. Что и произошло в Миассе. Отмена всенародных выборов главы - неправильный шаг, так как ущемлены наши права. Вместо того чтобы привлекать людей к участию в общественной жизни города, приучать к ответственности за малую родину, за свои решения, нас, как использованный материал, выбросили за борт. Наше мнение теперь никому не интересно - отсюда и результат.

Татьяна Цветкова, продавец:

- Я, моя семья, наши друзья и приятели шокированы таким цинизмом по отношению к "пролетариям" - людям, которые лечат, кормят, учат, отстраивают город! Нельзя было, не посоветовавшись с населением, лишать его права избирать мэра. Абсолютно правы те, кто отстаивает конституционную норму в судах, на митингах: надо вернуться к демократии, о которой забыли в погоне за "вертикалью власти".

Валерий Панов, депутат Государственной Думы РФ:

- Ситуация безвластия, в которой разные силы начинают выстраивать свои планы, не может не беспокоить. Можно по-разному комментировать результаты выборов, но они состоялись, и надо не назад оглядываться, а двигаться вперед, чего, к сожалению, пока нет. Именно это послужило причиной моего визита в Миасс и встреч с депутатами. Объясняю народным избранникам, что главное их предназначение - обеспечить работу представительного органа.

Но больше всего беспокоят экстремистские намерения сил, которые призывают к массовым акциям - митингам, собраниям, пикетам. В мае будет год, как в городе нет главы, и создается впечатление, что этим силам выгодна ситуация безвластия, неуправляемости процесса. У меня есть все основания утверждать, что на мнения некоторых депутатов оказывается воздействие, причем не самыми законными методами - некоторым предлагают деньги, должности, кого-то обещают "не трогать". Хочу призвать: не стоит заниматься подобными вещами! Это опасно и чревато последствиями.

Миасский парламент во многом еще непрофессионален, но это не страшно: уверен, "новичкам" помогут опытные коллеги, на которых вполне можно опереться. У руководства города должны стоять профессионалы, ведь обучаться некогда. Но даже если выберут "ученика" - не беда. Страшнее, если придут люди, которые смогут использовать свои полномочия в корыстных целях. Это вновь приведет к плачевному результату. Опасения такие есть, и они подтверждаются информацией, полученной мной от руководства управления ФСБ по Челябинской области.

Сергей ЗЫРЯНОВ, директор Челябинского филиала Уральской академии госслужбы:

- "Миасский кризис" представляет собой тугой узел проблем, острых противоречий между двумя влиятельными группами горожан. Не последнюю роль здесь играют вопросы собственности. Не схема избрания главы портит ситуацию, а люди, использующие эту схему: в трех из четырех муниципальных образований области представительные органы успешно выбрали градоначальников. По слухам, такой способ выборов будет использоваться во всех муниципальных образованиях страны. Уже в самом ближайшем будущем администрация президента инициирует соответствующие изменения в федеральном законодательстве.

В миасский конфликт прямо или косвенно втянуты почти все институты власти, вплоть до правительства области. И озабоченность областного руководства проблемами города с 200-тысячным населением выглядит вполне естественной.

Наиболее эффективным в создавшейся ситуации кризиса муниципальной власти было бы возвращение к институту прямых выборов главы города населением. По крайней мере, это "очистило" бы ситуацию, придало ей должную легитимность. Однако такой вариант развития событий маловероятен. Возможно, выходом из ситуации стало бы выдвижение фигуры, нейтральной по отношению к основным группам интересов, равноудаленной от них.

P.S. Мы планировали представить на этой полосе и позицию областной власти. Первый вице-губернатор Андрей Косилов от комментария отказался: мол, эта тема - вне его компетенции, и рекомендовал обратиться к вице-губернатору Николаю Рязанову. Мы три дня звонили в его приемную, передавая через секретаря просьбу о коротком интервью в связи с "миасским кризисом". Но Н. Рязанов на связь с газетой выходить не пожелал. Такое молчание высокопоставленного чиновника, по долгу службы участвующего в урегулировании подобных кризисов, вызывает недоумение. Выходит, уважаемому Николаю Михайловичу глубоко безразлично, что крупный областной город уже месяц живет в состоянии безвластия. Рязанов не может не понимать, что своим молчанием "подставляет" губернатора, который после своего недавнего переизбрания обязан укреплять вертикаль власти.

Материал подготовили: Новита ЗАКАТОВА, Сергей ЛЕОНОВ