20-04-06
Недавно мне довелось провести несколько уроков в восьмых классах. Я учусь в 11-м, но, по-видимому, создаю впечатление очень взрослой девушки, раз уж наша учительница истории и обществознания доверила мне такое дело.
Первым был 8-й Г. Честно говоря, урок был скучным. Дети сидели и завороженно смотрели на меня, а некоторые сломленные акселерацией девочки-подростки скептически осматривали новую учительницу с ног до головы, делая, по-видимому, какие-то далеко идущие выводы. Другие елозили на стульях, предпринимая первые попытки флирта с будущими мужчинами, а когда ловили на себе мой укоряющий взгляд, мило улыбались и прятали глаза в тетрадь.
Следующим зашел 8-й В. Все ученики без исключения внимательно осматривали меня и хмыкали. Темой урока была внутренняя политика Николая I. Я дала восьмиклассникам время, чтобы прочитать текст учебника по новой теме с целью задать затем вопросы. После 15 минут ребята зашевелились, зашептались, заговорили и, наконец, заорали. Я сказала довольно громким голосом, чтобы они замолчали и послушали меня. Послушались. Продиктовала основные принципы политики Николая I и попросила сделать вывод. Восьмиклассники замолчали и начали листать учебники. Я ждала минут пять. Бесполезно. Делала подсказки. Тщетно. Время поджимало - я продиктовала им вывод. Дальше по плану мы говорили об императорской Его Величества Канцелярии, органе управления Российской империи. Она состояла из трех отделений, третье было органом политического сыска. Весь класс поразила волна дикого хохота, пронесся шепот: "Сыска, сыска!!!"
Затем ко мне пришел 8-й Д. Большинство мальчиков и несколько девочек активно щелкали зажигалками на уроке и не желали записывать материал о внутренней политике Николая I. Передо мной сидела девочка и беспрестанно спрашивала в течение всего урока: "Можно, я не буду писать?" и хихикала. Когда я повернулась к ученикам спиной и начала чертить на доске схему "Императорской Его Величества Канцелярии", они начали активно меня обсуждать и нашли, что нужно похудеть. На одной из парт сидели мальчик с девочкой и энергично били друг друга учебниками по голове. Меня это напугало, отобрала книги. Урок прошел напряженно. О политике Николая I я рассказала только двум девочкам - остальные продолжали щелкать зажигалками, паля себе волосы и ресницы, исподтишка слушать музыку и разбираться в национальных вопросах (на уроке присутствовали дети разных наций). На мое сдержанно-ласковое "До свидания, дети" ученики саркастически ответили: "До свидания, мама!"
Получив такой небольшой опыт, я пришла к выводу, что работа учителя очень тяжела. Педагог должен быть психологом и знатоком своего дела. Он обязан уметь увлечь класс своим рассказом (на моих уроках зевали или разговаривали) и быть уникальным и креативным человеком. В противном случае ученики будут вести себя именно так, как я описала. Особенно это касается ребят переходного возраста (6, 7, 8, 9-е классы), когда детский организм гиперактивен, а пытливый ум чересчур любознателен и самобытен. На учителя накладывается огромная ответственность за будущее его учеников. Если преподаватель знает свой предмет не шире школьного курса и подглядывает в учебник, он будет неинтересен. Если он медлителен и скрупулезен, успеваемость по предмету оставляет желать лучшего. Если он некреативен и слишком строг, ученики и учитель будут постоянно конфликтовать.
Судя по тем практикантам из педагогического университета, которые приходили в мою школу, будущие учителя не соответствуют ни одному из вышеперечисленных требований. Их апатия к преподаваемому предмету и неотрывный взгляд в листок, где записаны тема и ход урока, заставляли меня заниматься совсем другими делами.
Учителей старой закалки, которые могут дать не только необходимый, но и занимательный материал, становится все меньше.
Мы целенаправленно идем к тому, что лет через 7-10 общество получит малообразованную молодежь...
Мария ТАРИКО, ученица 11-го класса