20-04-99
В последнее время заметно растут цены на молочную продукцию. Дело даже не в том, что катастрофически сокращается дойное стадо и снижаются объемы молока, поступающего на переработку и в продажу. Не последнюю роль в растущем спросе на молоко играет резкое подорожание импортных продуктов, недоступность многих из которых вынуждает покупателей чаще обращать взоры на отечественную, в частности, местную продукцию. Этим пользуются не только молочные заводы, но и частники. На рынках Миасса и Чебаркуля, к примеру, в начале апреля трехлитровая банка молока стоила 15 рублей, кило творога - 18 рублей, кило сметаны - аж 30 рублей. Соответственно растут расценки на молоко, принимаемое на переработку от сельхозпредприятий. Появился хороший шанс многим из них поправить собственную экономику.
С мыслью, насколько это реально для "тонущих" хозяйств, отправился на ежегодную отчетную конференцию в ТОО "Миасское", что в Уйском районе. Интерес к этому хозяйству подогревал и ставший мне известным факт, что немало частных торговцев везут молоко и молочные продукты в Чебаркуль и Миасс из Ларино, центральной усадьбы товарищества. Хоть молока там в изобилии, подумалось по наивности. На деле оказалось наоборот.
На собрании озадачило такое: вроде ответственно относится к работе директор ТОО М. Приданников, энергичен и предприимчив, а положительных результатов нет. Хозяйство катится по наклонной, снижая урожайность зерновых и силосных культур, надои, идя на большой "сброс" КРС, в том числе дойных коров. Немало скота погибло от разных заболеваний, вызванных скудным кормлением, плохим ветобслуживанием и содержанием. Надои настолько низки, что говорить о восполнении убытков от животноводства не приходится даже сейчас, при росте закупочных цен на молоко.
В выступлениях собравшихся приоткрылись "черные дыры", в которых в больших размерах исчезают предполагаемые доходы товарищества. Не получая шесть лет зарплату "живым" рублем, доярки и скотники чуть ли не в открытую крадут общественное молочко. Причем ведрами. Борьба с "несунами" не только из числа доярок ведется здесь бескомпромиссная. Однако стоит проверяющим покинуть ферму, слив молока в "левую" тару возобновляется. В одну из базовок бывшие доярки зачастили для хищений молока ночью, под покровом тьмы доили коров. Их задержали, привлекли к административной ответственности. Только вот штраф заплатить все равно нечем: нет денег.
"Несанкционированно" вывозится силос из общественной ямы. Механизаторы крадут топливо из баков выходящих в поле тракторов. Один работник выписал в счет зарплаты списанные агрегаты, а "увел" из гаража работающий трактор. С рук ему это не сошло, но и должный урок в коллективе не извлекли. Недавно дважды c совхозной бойни крали разделанные туши. Словом, ларинцев и жителей соседних деревень захлестнула волна растаскивания по своим дворам имущества и продукции хозяйства. Мясо и молоко, как известно, легко обращаются в дензнаки, без которых никак не обойтись и селянам...
Между тем выдача зарплаты натурой здесь производится регулярно. Рассчитывается ТОО со своими работниками зерном, мясом, живым скотом, услугами машинно-тракторной станции. С большой охотой берут они натуроплату в виде телят. Сейчас на столе директора около 600 заявлений об этом. Только он предупредил, что все просьбы удовлетворить не сможет, так как дальше сокращать совхозное стадо - окончательно развалить хозяйство.
Откровенный разговор состоялся на конференции. Помочь коллективу предприятия, одному из крупных в районе, сделать правильные выводы приехал глава районной администрации А. Приходько. Он предложил выдавать зарплату работникам ферм из каждой денежной выручки хозяйства за проданное молоко. Тогда красть будут меньше, поскольку у доярок и скотников возникнет прямой интерес больше надоить молока и сохранить коров для хозяйства.
Пока же у них другой интерес: похищенное молоко продают местным и заезжим торговцам, которые перерабатывают и реализуют его в близлежащих городах. Таких фактов ларинцы готовы были привести немало. Оговорюсь сразу, что молоко, которым торгуют на рынках, далеко не всегда ворованное, а если и ворованное, то не только ларинское.
Я поинтересовался мнением А. Приходько о М. Приданникове как руководителе, о причинах падения производства в товариществе. Долги последнего разным кредиторам в четыре раза превышают доходы. Начать отдавать их - еще больше обделять работников, толкать их на большее воровство. Есть ли выход?
- Одно время конфликтовал с Михаилом Петровичем из-за его огрехов, - ответил глава района. - Теперь он как директор - не из слабаков. Лучше работает по подбору специалистов, строже спрашивает с них. Но случилась незадача: пока он несколько месяцев лежал в больнице с инфарктом, зоослужба хозяйства отбилась от рук. Не пошла работа и в других звеньях предприятия. Сейчас дела тут выправляются.
- А вообще, - продолжил он, - чтобы поднять сельское хозяйство из глубокой ямы, в которой оно оказалось, мало ставку делать на умелых руководителей и специалистов, загнанных в большинстве в тупик долгами предприятий по налогам, за банковские кредиты, электроэнергию, ГСМ. Долгами, вернуть которые нереально. Нужно, считаю, списать эти долги если не полностью, то хотя бы частично, что освободит сельхозпредприятия от "удавки" картотек и даст так необходимые собственные оборотные средства, в том числе "живыми" деньгами.
Валерий ЕРЕМИН.
(Наш корр.).
Уйский район.