20-04-99


Помощь больным - главная добродетель

Когда я узнал об инициативе Фонда обязательного медицинского страхования, объявившего сбор дополнительных средств на борьбу с туберкулезом, то искренне порадовался - значит, больных и страждущих в нашей области будет меньше. Но думаю, что в этой акции должны участвовать не только коллективы промышленных предприятий, но и богатые или просто состоятельные люди, задумывающиеся о смысле жизни и спасении своей души.

В христианском вероучении помощь больным считается одной из главных добродетелей. Например, преподобный Досифей, находясь при смерти, сообщил об этом великому старцу Варсонофию. Старец отнесся к нему с величайшим уважением и просил, чтобы Досифей, представ перед святой Троицей, помолился об остальных монахах. Братия, услышав такой ответ, стали негодовать и вспоминать, что Досифей никогда не отличался особым послушанием, не удручал себя постом или бдением, а, напротив, приходил на всенощное богослужение последним, а иногда и оставался дома. Когда эти рассуждения достигли слуха Варсонофия, святой старец объявил братии: "Досифей не столь рано приходил на богослужение, как прочие, не столь долговременно постился, как некоторые из вас, но вы сами были свидетелями, сколь усердно и неусыпно служил он болящей братии, с какой любовью предупреждал строптивые их требования и прихоти".

То есть богобоязненные и святые мужи ставили служение больным выше строгого поста, всенощного бдения, неопустительного хождения к церковному богослужению и считали это равнозначным служению Самому Христу. Мы должны следовать этим заветам и помогать больным людям, какими бы грешниками они при этом ни являлись. Наше дело - не осуждать их, а отделить личность человека от греха, который в нем, и помогать человеку как образу Божьему. Милосердному прощаются многие грехи. Премудрый Соломон говорил об этом: "Кто творит милость, тот прощает многие свои грехи". К тому же где гарантия, что завтра мы не окажемся на месте сегодняшних больных, не будем прикованы к больничной койке? Таким образом, помогая ближним преодолевать недуг, мы вправе рассчитывать, что в случае нашей болезни ближние также будут заботиться о нашем выздоровлении, как сегодня мы заботимся о них.

Что же касается природы болезней, то Русская православная церковь считает, что они посещают человека не только из-за его греховной жизни, являясь испытанием, но и проистекают от нашего естества. В любом случае человек должен быть достоин чуда исцеления, которое совершается силой Божьей. Конечно, это не означает, что больной не должен обращаться к врачу. Напротив, святая церковь всегда призывала врачей, медицину оказывать помощь людям в их телесном недуге.

Примечательно, что многие святые Русской православной церкви были врачами. Наиболее известный из них - святой великомученик целитель Пантелеймон, закончивший свою жизнь подвигом за Христа и мученически принявший венец. Пантелеймон является небесным ходатаем тех, кто болеет. Ему часто заказывают молебны за выздоровление.

Можно привести аналогичные примеры и из современной истории. Прежде всего это прекрасный хирург, написавший непревзойденные труды по гнойной хирургии, Войно-Ясенецкий, известный под именем архиепископа Русской православной церкви Луки. Он жил в наше время и умер в конце пятидесятых годов. Его труды изучают уже несколько поколений студентов медицинских вузов. Перед каждой операцией архиепископ молился.

Вообще известно, что многие врачи являются глубоко верующими людьми, и это естественно: служение больным неизбежно приводит человека к Богу, потому что является магистральным направлением Русской православной церкви. И само христианство по сути дела заключается в двух простых понятиях: люби Бога и люби ближнего своего.

Протоиерей Борис КРИВОНОГОВ,

секретарь Челябинской епархии Русской православной церкви, настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора, кандидат богословия.