20-04-99


Путь на дно жизни

Маленькие попрошайки, числом в несколько сотен, наводнили Миасс

Звонок в дверь без предварительной договоренности по телефону вызывает у меня в последнее время одно, как правило безошибочное, предположение: пришли маленькие попрошайки. Вот и на этот раз, открыв двери, увидел небольшого росточка мальчугана, чумазого, с просящим взглядом и свисающей до пола сумкой.

- Дяденька, дайте чего-нибудь поесть.

Приношу кое-какие продукты, складываю в сумку, наполненную в основном хлебом. Оглядывая мальчишку, не удерживаюсь от вопроса:

- Как ты дотянулся до звонка?

- Палкой позвонил, - ответил он, показывая орудие безобидного пока добывания пропитания.

Он просит еще много чего, говоря о голодающей в старой части города матери, братишках и сестренках. Спрашиваю, кто послал его, такого маленького, попрошайничать в другой район.

- Мамка послала.

Закрываю двери с тяжелым чувством: видно, пропила мать остатки совести и стыда, если толкает ребенка на такой унизительный и небезопасный промысел, ведь на улице его могут встретить менее доброжелательные "конкуренты". А сколько на дорогах мчащихся на больших скоростях машин!

Уверен, не только у меня, у многих миасцев сжимается сердце, когда они чуть ли не каждый день видят у порогов своих квартир бедно одетых, грязных, с голодными глазами детей, увешанных сумками с подаянием. Поначалу я связывал большое количество попрошаек, взрослых и детей, на своем пороге с расположением нашего дома в центре города. Потом и от знакомых, проживающих не в центре, услышал о частых визитах нищих. Это вызывало вопросы: почему их так много, не стал ли Миасс местом, куда съезжаются беспризорники со всей области, и т.д.

Вопросы для миасцев далеко не праздные, поскольку уже давно тревожит обилие маленьких попрошаек на городском рынке, в центральных продуктовых и универсальных магазинах. Дергая вас за рукав и прося "денежку", они порой чересчур назойливы и неотступны. Прибавьте к попрошайкам многочисленные стайки маленьких бродяжек, прибежищами которых становятся канализационные люки, подвалы, подъезды домов. Они там курят подобранные "бычки", нюхают клей, устраивают ночлежки, тем самым с малых лет познают дно жизни. Сколько же таких на самом деле?

- Не менее 600, - отвечает начальник отдела социально-правовой защиты семьи и детства Миасского горсовета В. Глушкова. - На нашем учете 333 неблагополучные семьи. В них, как правило, от двух и более детей. Ребятишки младшего школьного и даже дошкольного возраста, чьи родители нищенствуют, пропивают последние рубли, вынуждены кормиться попрошайничеством. Но есть и такие семьи, где родители заставляют детей побираться, устанавливая на день план, наказывая за невыполнение. Одну такую чету за это будем лишать родительских прав.

- Валентина Валерьевна, что же делать с этой армией безнадзорных миасских детей? - спрашиваю я.

- По меньшей мере половину надо изымать из семей, лишая родителей прав на них. Но куда их девать? Социальный приют переполнен, муниципальный детский дом - в стадии строительства. Но и с его пуском проблема решена не будет, так как нужен не один, а минимум три таких детских дома.

- И что, нет выхода?

- Я - сторонница решительных мер. Не хочу предстать в ваших глазах человеком крайних взглядов, но уже не впервые говорю о необходимости круглогодичных трудовых лагерей для большинства детей, ставших социальными сиротами. Учеба им, с рождения нездоровым, в тягость, после интернатов немногие заканчивают училища, чуть ли не поголовно затем поглощает всех криминальный мир. В лагерях их приучали бы к труду, обучали простейшим профессиям. А пьющих запоем матерей, производящих на свет одного за другим дебилов, я бы насильственно стерилизовала.

- Как вы относитесь к опыту семейного детского дома наших земляков Артемьевых, где некоторые приемные дети, те, что с задержкой психического развития, школу адаптации к жизни проходят не за партой, а на ферме и подворье?

- Приветствую этот опыт. Побольше бы таких домов.

Тут я прерву беседу с В. Глушковой, нарисовавшей довольно мрачную картину сегодняшнего и будущего существования ребятишек, деградирующих на наших глазах. И в заключение перескажу случай, поведанный мне Иваном Германовичем Артемьевым, главой этой необычной семьи:

- Как-то в универмаге увидели мы пацана, жалостливо так просящего милостыню, пожалели его и пригласили в гости. Про себя задумали показать ему, как иначе можно заработать деньги на хлеб с маслом, не стоя с протянутой рукой. Привозим его на ферму, рассказываем, как наши родные и приемные дети зарабатывают себе не только карманные деньги, ухаживая за коровами, угощаем пельменями. Прощаясь, он достает из кармана сверток купюр и кладет на стол, говорит, что наша бедность его растрогала. Представляете? Еле уговорили забрать деньги. Вот вам обратная сторона нашего попустительства и сочувствия маленьким попрошайкам - шальные деньги, способные разбаловать, приучить к халявной жизни, наркотикам, а потом и толкнуть на преступления.

Валерий ЕРЕМИН.

(Наш корр.).

г. Миасс.

Кстати

В отличие от общеизвестного: "Тетенька, дай денежку!", маленькие троицкие бродяжки начали просить только "хлебушек". Ибо деньги не дают - знают, что идут они на табак, спиртное, наркотики. Зато не скупясь, сердобольные люди одаривают попрошаек караваями, булками, батонами - жаль якобы голодных ребятишек.

А пацаны опять эксплуатируют людскую доброту. Например, десятилетний Николенька из соседнего двора, бросив учебу, собирает хлеб сразу в нескольких бойких местах, а чтобы удача была безотказной, немедленно сдает на временное хранение дары граждан тем же торговцам многочисленных ларьков. Домой добытое за день ему помогают нести его товарищи. В нескольких мешках. Пацаны ликуют: "Ох и наедимся!"

А. СТОЛЯРОВ.