20-05-04
На 25 июля намечена презентация кемпинга "Номады XXI", заложенного на монгольской территории, в десятке километров от границы с Россией. На открытие приглашено 70 гостей - представители администрации соседней Иркутской области, правительства Монголии, туристических фирм Америки, Англии, Японии, что не случайно. Новый объект рассчитан не на монголов, неприхотливых степняков, и без того привыкших жить в условиях пусть и менее комфортных, но чем-то похожих на те, что пытаются ныне воссоздать организаторы кемпинга. Приключенческий или, как его еще называют, экотуризм больше ориентирован на европейцев, предпочитающих отдыху в звездных отелях единение с природой, своего рода духовную экологию. Но, разумеется, модное нынче поветрие все равно предполагает не первобытное существование на необитаемом острове, а некий набор удобств.
"Номады ХХI" (номады, по Далю, - кочевники) - подобие российской базы отдыха, только с монгольским колоритом. Здесь в качестве жилищ используют войлочные юрты. Не простые, а с элементами цивилизации - с санузлами и душем. И теплыми туалетами запланированный комфорт не исчерпывается. Сейчас сюда тянут линию электропередачи от расположенного недалеко райцентра. В следующем году хотят возвести ряд капитальных строений - большую сауну, общественное здание со смотровой площадкой, ресторан.
А началось все с разочарования. Два года назад челябинский предприниматель Павел Рабин поехал отдохнуть на Байкал, но берега пресноводной жемчужины были грязными, а в близлежащих поселках царили безработица и пьянство, невиданный размах приобрело браконьерство. Узнав, что можно переместиться дальше, продолжить отдых на монгольской территории, он отправился туда, и Монголия покорила его сразу - своей нетронутостью, первозданной свежестью.
Озеро Хубсугул, где он "кинул якорь" в том первом путешествии, - байкальского типа, пресноводное, находится высоко в горах, величаво и хрустально прозрачно. Есть, впрочем, у этих мест одна географическая странность: с севера на этот немаленький по площади водоем (120 на 60 километров) проще попасть из Иркутской области, чем со стороны Улан-Батора. Ближайший монгольский город Хатгал, откуда открывается путь в глубь страны, расположен на другом берегу. Чтобы добираться туда по тайге, болотам, нужно двое-трое суток, и то если имеешь под рукой специальную вездеходную технику. Фактически этот кусок Монголии отрезан от основной территории лесами, полными зверья, реками, кишащими рыбой. Никогда, признался Рабин, он не видел прежде столько живности на единицу площади.
Но бизнесмен и в Монголии бизнесмен. Взглянув на нетронутую красоту, челябинец оценил туристические перспективы девственного уголка и... начал действовать. Организовал две экспедиции, чтобы лучше изучить местность, адаптироваться в новой обстановке, понять нравы и обычаи местных жителей. Он нашел союзников, создал СП "Азъ монгол бизнес менеджмент" (вольный перевод - первое монгольское предприятие по управлению бизнесом). Партнером его стал владелец крупнейшей туристической компании "Ар Монгол Трэвел" господин Баджаргал, руководитель департамента сервиса в монгольском правительстве (такое совмещение у бывших идеологических друзей не возбраняется).
- Туризм в Монголии получил серьезное развитие, - поделился Павел Рабин. - Ежегодно страну, население которой всего 2,3 миллиона человек (меньше, чем в Челябинской области), посещает около 200 тысяч приезжих (для сравнения: в районе Байкала бывают только 7-8 тысяч иностранцев). Средний турист оставляет на отдыхе примерно две тысячи долларов. Значит, полмиллиарда монголам ежегодно приносит этот бизнес. В основном за экзотикой сюда едут цивилизованные европейцы. Немало встречается выходцев из Австралии и Нового Света. За впечатления и энергетическую подзарядку готовы платить даже мировые знаменитости. В кемпинге Баджаргала останавливались такие звезды Голливуда, как Стивен Сигал и Джулия Робертс.
Только север туристами освоен плохо, продолжая оставаться белым пятном из-за своей территориальной неприступности. Это натолкнуло Рабина на мысль выступить в роли паромщика, сближающего территории и людей. Два часа вместо нескольких суток, которые занимает движение вдоль берега, нужно, чтобы пересечь озеро Хубсугул поперек, а там, на южной стороне, как говорится, - стратегический простор, прямая дорога на Улан-Батор, в пустыню Гоби, в Китай. Это, можно сказать, локальный Шелковый путь, который решает проблему товарного обмена местного населения и может привлечь сюда охотников за приключениями, любителей активного отдыха. Сейчас здесь уже так: то берег левый нужен всем, то берег правый, а Рабин тут пока один - у переправы.
Нынешней весной он приобрел судно на воздушной подушке - плод конверсии, экспериментальная разработка, еще не поступившая в серию. Судно предназначено специально для туристических путешествий. Кроме того, сделан еще заказ на большую десантную лодку. Такая флотилия станет обслуживать "Номады XXI", держать связь между территориями. Еще Рабин создал в Иркутске туристическую компанию "Байкал Дискавери", задача которой - организовать туризм в этом районе. В ближайшее время, обещает, она установит контакты и с челябинскими турфирмами. Отдохнуть в кемпинге все желающие южноуральцы смогут в этом году. День проживания и питания в "Номады XXI", по приблизительным подсчетам, обойдется примерно в 35-40 долларов.
Евгений КИТАЕВ